Лучший экипаж Солнечной
Перейти к аудиокниге
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Отзывы 29
Не поверите, но я – перечитал. С промежутком в два года. И получил не меньшее удовольствие.
Не поверите, но я – перечитал. С промежутком в два года. И получил не меньшее удовольствие.
Эту книгу Дивова я перечитываю раз в несколько лет и до сих пор не надоедает. Когда читал первый раз – местами смеялся до слез. Юмор часто похабный солдатский, но, учитывая антураж, более чем в тему. Куча «крылатых» выражений… До сих пор считаю ее и «Выбраковку» лучшими вещами автора. Жаль, что «Лучшего экипажа вселенной» так и не случилось.
Эту книгу Дивова я перечитываю раз в несколько лет и до сих пор не надоедает. Когда читал первый раз – местами смеялся до слез. Юмор часто похабный солдатский, но, учитывая антураж, более чем в тему. Куча «крылатых» выражений… До сих пор считаю ее и «Выбраковку» лучшими вещами автора. Жаль, что «Лучшего экипажа вселенной» так и не случилось.
Одна из лучших книг Дивова вообще и в русской фантастике в частности. В отличие от большинства книг про космические битвы, данное произведение приятно отличают:
– нетривиальный и нешаблонный сюжет
– живые персонажи с хорошо проработанными историями
– достаточно глубокая проработка и описание боев
– фирменный живой стиль изложения
Читается на одном дыхании и оставляет после себя много пищи для размышлений. Категорически рекомендую к прочтению!
Одна из лучших книг Дивова вообще и в русской фантастике в частности. В отличие от большинства книг про космические битвы, данное произведение приятно отличают:
– нетривиальный и нешаблонный сюжет
– живые персонажи с хорошо проработанными историями
– достаточно глубокая проработка и описание боев
– фирменный живой стиль изложения
Читается на одном дыхании и оставляет после себя много пищи для размышлений. Категорически рекомендую к прочтению!
Два романа о русских и флотской гордости
Олег Дивов «Лучший экипаж Солнечной»
Лучший экипаж Солнечной
Язык написания: русский
Перевод на польский: — Е. Дембский (Najlepsza za?oga S?onecznego) ; 2007 г. — 2 изд.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 358
Активный словарный запас: средний (2885 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 49 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 55%, что гораздо выше среднего (37%)
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Понравилось — своеобразный юмор, нестандартно изображенные отношения (субординацию либо ее отсутствие) между военными, сюжет и раскрытие личностей героев.
Не понравилось — примитивненькое представление о будущем (атомные реакторы, космические орудия, цифровые технологии на минимуме, отсутствие роботов и дронов), непродуманность мира будущего, слабенькая мотивация поступков гл. героев.
Неинтересно и топорно написано, много рассуждений и мало действия. Очень сомнительная сюжетная линия.
Прослушал взахлеб в машине. Бывало даже закончил уже ехать, но из машины не выходишь, сидишь и слушаешь. Можно ругать за странный юмор, русофилию или похабщину, но сюжет и реалистичность космических боев затмевает всё остальное. Кино вышло бы эпичное, на одном дыхании, как музыкальные перебивки между главами в аудиокниге. По ощущением — «на любителя». Но, похоже — я любитель, и доволен, что в жанре космической оперы и околоземных орбит наверняка осталось что-то еще нечитанное. «Игра Эндера» где-то рядом по ощущениям. Хорошо, что здесь нет никаких продолжений, в которых растворилась и размазалась «Игра Эндера».
В романе нет: главного злодея, героя-одиночки, избранного, пророчеств, смешных роботов, мегапродвинутых технологий, однозначной победы хороших над плохими, откровенно скучных эпизодов, философствования, навязчивого морализаторства и фундаментальных технических описаний с претензией на «твердую» НФ.
Решайте сами, что из этих списков отнести к плюсам, а что к минусам. А я пока опять схожу в гости к самому дружному, чокнутому, теплому и родному, к лучшему экипажу Солнечной.
P.S.: Напомню, книга о воинском подразделении, все ее герои — вояки по полгода без дела болтающиеся в замкнутом пространстве своих боевых жестянок на орбите. Если вы считаете, что в такой книге мат и плоские шутки — неуместны, значит вы никогда не общались с вояками в их среде обитания.
Понятно, что в 90-е годы 20-го века уровень российской культуры еще не восстановился после распада СССР и в те смутные времена разного рода сексуальные притирания или мат в книге, фильме или в прямом эфире это было «Вау», но в наше время этим не удивишь даже детей дошкольного возраста. Книгу можно коротко охарактеризовать в соответствии со стилем самой книги: «Что за *****?». Почти треть книги вообще ничего не происходит — нудные разговоры, притирания на борту, загеройские предыстории главных героев и отстойные «шутки» сексуального характера. Детский сад. За всеми этими «спецэффектами» самой научной фантастики не особо видно. После сотен книг НФ читать такое просто скучно, ибо акцент книги совсем не НФ а псевдо «крутые» приколы успели надоесть еще в начале нулевых. Прям «шутка юмора», как говорил один знакомый сталкер.
Роман требует продолжения, чтобы превратиться в трилогию или хотя бы в дилогию, но Дивов забил на продолжение и забил на читателя. Не закончил одно, взялся за другое. А мог бы, но не стал. Надоело, или не потянул? Скорей всего не потянул, потому как постоянная недосказанность в истории заставляет читателя самому додумывать начатое(я о пришельцах). Да, описывать Гражданскую войну в Солнечной системе не просто, но при желании возможно. К примеру Тармашев в Древнем почти из ничего создал грандиознейшую эпопею, которая поглотила собой Вселенную. И Дивов смог бы, но не стал. Тем не менее, я с удовольствием прочёл написанную народным, незамысловатым языком историю человечества в его недалёком будущем.
Прочту ещё несколько отдельных произведений автора для консенсуса и успокоения души, авось не разочаруюсь окончательно.
В очередной раз скажу, что очень люблю читать Дивова, но книги его мне не нравятся. Объясню сейчас. Я не ханжа, мата не боюсь, наоборот даже люблю когда так «вкусно» ругается мужчина. Это, как бы, обязательные условия, мужчина и искусное ругательство. Когда мат употребляется в качестве междометия не выношу, так же, как и мат из женских уст (в большинстве случаев). Так вот тут мы имеем весьма искусного в этом отношении, вне всякого сомнения, мужчину. Ибо даже лирические сцены, а их там есть вплоть до эротики, настолько брутальны, что у меня по бабски дух захватывало. Я просто обожаю язык Дивова, диалоги, персонажей. Мне симпатичны положительные герои, даже не смотря на то, что Дивов всякий раз намеренно отягощает их злом. Отрицательные тоже не однозначны, их зло противно, в отличие от того харизматичного, которым награждены положительные. Порой негативы вызывают даже сочувствие, но при этом, ни в коей мере не дают оснований усомниться в разумности поступков их оппонентов. У Дивова интересные и очень близкие мне понятия о дружбе, любви, вражде, ответственности, морали и многом другом. Так почему книги то не нравятся? Манера изложения. Дивов пишет так, словно ведёт репортаж с места действий, или фельетон по материалам журналистского расследования. На мой вкус. я повторю. НА МОЙ ВКУС эти жанры не лучший выбор для художественной литературы. Мне всё время кажется, что у меня отнимают моё читательское право почувствовать развитие, сопоставить факты и сделать свою собственную оценку. Сухие экскурсы в прошлое (будущее, параллельный мир, вправо, влево. ) лишают меня части положенного повествованию экшена. И, знаете, я не понимаю почему! Экшн у Дивова получается очень даже на уровне.
Говорят, сам Дивов объяснил отсутствие у «Лучшего экипажа. » премий и номинаций чрезмерной нецензурой. Не знаю насколько это правда, но на мой взгляд, это лучшее из всего что я у него читала. Смысле я тоже не нахожу другого объяснения. Вот как-то так.
VovaZ, 28 сентября 2016 г.
О чём бы не писал Дивов, прозу, фантастику, политтриллер, это всегда выходит о его службе в Советской Армии. 🙂
Любое повествование автора основано на описании попыток людей, с нестабильной психикой, выжить, а так же, реализовать некие, совершенно невменяемые планы, на фоне перманентного бардака, и столь же невменяемого окружения. Служившие в любой армии мира меня поймут.
«Лучший экипаж», собственно, очень типичный представитель творчества автора, как прошлого, так и будущего.
Сюжет выписан очень слабо. Сюжетная интрига присутствует, однако, её реализация крайне куцая. Ход событий очень быстро оставляет основную сюжетную линию, и начинает реализовывать совершенно иную. Финал не чёток, и к основному сюжету вообще отношения не имеет. По основной интриге, роман, не завершён.
Сценический драйв высок. Большинство сцен захватывают при чтении.
Типажи героев не вполне живы, но интересны. Автор несколько перестарался с «психической линией» образов героев, несколько перенасытив персонажи, в этом плане.
Роман, будучи написан в конце 90-х, чудовищно перегружен типичными комплексами, как самого автора, так общества, современного написанию романа. Исламофобия, еврейский вопрос, русский вопрос, сексуальные проблемы и много-много тд. Дивов честно пытается иронизировать, но через гротеск памфлета частенько проступает искренность.
Не смотря на лёгкий язык, роман читается не просто, из-за упомянутых сюжетных сложностей. Однако, как произведение своего времени, достаточно интересен.
Добротная книга. Читается на одном дыхании. Не хочется отрываться. Ну, конечно, не Толстой.
Этот роман четвертый, что я читала у Дивова.
Сразу оговорюсь, что для меня Дивов, совершенно парадоксальный автор. Я его не люблю. И книги его тоже. Но однако ж читаю. Что странно.
Во-вторых, роман «У Билли. », которого я читала первым, задает совершенно не тот тон. Это совсем другой Дивов, нежели здесь или в «Ночной смотрящий», или «Молодые и сильные. », которые написаны в очень похожей стилистике. А уж «Профессия: Инквизитор«! Это вообще что-то из ряда вот выходящее! Такие розовые сопли, аж жуть ((
Это я к тому, что ожидала чего-то совсем другого!
Но вернемся к «Лучшему. » После 20-30 страниц я решила вообще не читать ЭТО до конца, а бросить прям тут, (что совершенно не приемлемо для меня, я всегда, априори, дочитываю) и больше никогда-никогда-никогда не читать этого Дивова. Потому что это жесть.
Но это такой авторский прием: сначала тебя окунают по самые уши в. а потом уже идет нормальный текст, без эксцессов. Потом раскрываются характеры героев, потом вникаешь в некий сюжет. Потом проникаешься повествование и уже не можешь бросить. Но все это потом. А с начала.
Главный вывод, который я для себя сделала — романы Дивова, это не про сюжет, не про научную обоснованность(а она у него, ах как хромает! Она у него вообще не ходит! Примите это как данность) они про людей. Про Поступки. Про Выбор. Совесть. И главное здесь — люди.
А незаконченность сюжета, обрубание на самом интересном, это тоже стиль такой. Все, что автор хотел нам сказать, он сказал, а остальное. не важно.
Кстати, про русских вообще понравилось ))) Приятно иногда что-то патриотичное почитать )))
Пойду что-нибудь еще у него почитаю.
Книга понравилась лёгким языком, хорошо, без провалов, выписанным сюжетом, не картонными персонажами. Хотя адмирал мечтающий о войне с «чужими» ради сохранения своего флота и одновременно с явным отвращением относящийся к военному насилию в любых проявлениях немного не логичен. Странно выглядит и сама линия «чужих» в сюжете — нелогичной, незаконченной и не уместной.
Обилие нецензурных выражений по началу забавляет, потом возникает ощущение перебора. «Приданная» многим героям персональная история, долженствующая наверное объяснять поступки этих самых героев в настоящем, часто остается невостребованной, так как поступки на всем протяжении романа по большому счету совершают всего двое — Рашн и Эндрю. Остальные выполняют приказы.
И всё таки, не смотря на многочисленные «как-то это кособоко и кривовато» читается роман с интересом, на одном дыхании.
Крайне НЕнаучная фантастика. Вообще уровень правдоподобности стремится к нулю. Но читается легко и с интересом. Не в последнюю очередь за счёт небольшого размера книги.
Хороший роман! Думаю, он может быть интересен не только любителям фантастики, но и авторам того, что принято называть «фантбоевиком». Великолепно построенный сюжет, крепкая композиция, выверенный темпоритм, достоверная атмосфера. Одним словом отличный образец, как из материала, годного на чтиво для подростков и рефлексирующего офисного планктона, можно слепить Настоящую Фантастику.
Разумеется, есть в романе и «но».
Во-первых, автор перестарался с «пугалками». В итоге финал не выглядит хеппи-эндом. Победа героев ещё ничего хорошего не означает ни для них, ни для человечества. И «свет в конце туннеля» — всего лишь светляки на болоте. Слишком много ресурсов уничтожено в междуусобице накануне Настоящей Битвы, анонсируемой автором. А значит, смысл борьбы героев теряется.
Во-вторых, не знаю, кого как, а мне фишка автора с ненормативной лексикой персонажей слух царапает. Понимаю, что это сделано для достоверности. Но талантливый автор достигнуть того же эффекта может и другими путями. ИМХО, конечно.
И в-третьих, любовно-романтическая линия ничего, кроме неловкости за автора не вызывает. Смотрится, как вышитое розовым бисером сердечко на боевом комбезе брутального вояки. Ну не умеет автор писать это (хотя, может, уже и научился, роман-то старый 🙂 Уж лучше пусть герои «трахаются» и «присовывают», чем «занимаются любовью».
Этот роман мне не понравился. Кухонные диалоги, постоянное пьянство, матершина, шиза. Хотя автор объясняет, что в космосе не может быть нормальных психически здоровых людей, но если убрать весь этот космический антураж как мишуру, то оставшееся можно спокойно трактовать как будни пьяных санитаров в какой-нибудь ГКБ на окраине. Отдельно следует отметить постоянное упоминание особенностей русского, «как что-то хорошее», и еврейского, «как что-то плохое», характеров. Постоянные тычки то в одну, то в другу сторону просто надоели до оскомины. Очень свежая мысль raz’ebat’ Москву чтобы спасти Россию, оригинальна и неповторима, конечно, нужно было обязательно вставить это в производственно-военный научно-фантастический роман про космос, не буду говорить уже про постельные сцены.
Олег Дивов «Лучший экипаж Солнечной»
Лучший экипаж Солнечной
Язык написания: русский
Перевод на польский: — Е. Дембский (Najlepsza za?oga S?onecznego) ; 2007 г. — 2 изд.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 358
Активный словарный запас: средний (2885 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 49 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 55%, что гораздо выше среднего (37%)
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
kkk72, 28 сентября 2007 г.
Наверное, лучшая из вещей Дивова. Более точно показать армию, вернувшуюся с войны, а теперь разлагающуюся в мирное время, мало кому удавалось. Много мата, который именно здесь оказывается совершенно уместен. Много показной грубости, за которой прячутся многочисленные комплексы героев, с любовью описываемые автором. Много сильных чувств. Много крохотных эпизодов, которые не позволяют пройти мимо этой книги равнодушно.
Постапокалиптический мир у Дивова не получился. Не веришь и в новый вид социально-экономического устройства, воцарившийся на Земле после Катастрофы. Не веришь и во все эти космические войны — просто потому, что не видно мотивации. И зачем, спрашивается, землянам воевать с марсианами? И какие, спрашиваются, могут быть космические пираты, если объем межпланетных перевозок не является сколько-нибудь выдающимся?
Стиль и юмор — обычная проблема Дивова и еврейских сатириков. Когда смотришь на них вживую, на интонацию, ажитацию, апломб, ощущаешь личную ауру — смешно до колик, до истерики. Когда читаешь эти же хохмы, написанные на бумаге — становится стыдно за себя и за человечество. Наверное, в жизни Олег Игоревич — очень веселый человек, и когда он является в изрядно накачанную коньяком компанию и с неподражаемым выражением произносит что-то в стиле «она была одета только в ниточку от тампакса» все плачут от счастья и покатываются со смеху. На страницах же такое читать. ну, есть в немецком языке такое понятие, «fremdscham» — когда знакомый в твоем присутствии проявляет себя таким кошмарным придурком и невеждой, что краснеешь за него пуще, чем за себя.
А вообще. да. Последние из русских. Возглавили эту, как ее. героическую борьбу. Нашли других русских. Но никакого шовинизма. Евреи, американцы, французы — они все очень хорошие тоже, правда каждый по-своему. Все заканчивается хорошо, финал вроде как даже открытый. С претензией на продолжение. Хорошо, что его не последовало.
Культурное пространство человека вещь интересная. Оно влияет на наше восприятие действительности, вкусы и поведение. Читая «Лучший экипаж солнечной» я не мог отделаться от мысли, что всё это уже было и не в книгах прото как космические корабли бороздят Большой театр.
Дивовская Земля будущего далека от радужных образов, которые рисовали нам фантасты прошлого. В один прекрасный момент люди развязали ядерную войну, в результате которой значительная часть планеты оказалась поражена радиацией. В ходе адаптации к новым условиям земляне превратили планету в одну гигантскую корпорацию, провозгласили новые ценности и начали вести войны с колонистами Марса и Венеры. Однако, ничто не вечно под луною, и боевые действия рано или поздно должны прекратится. А, что делать с армией и флотом? Куда девать кучу народа, которая только и умеет, что воевать?
Впрочем, аллюзии на современную на момент выхода книги Россию не единственное достоинство книги. Ценитель фантастики без труда найдёт на его страницах много отсылок к произведениям литературы и кинематографа, которые составляют золотой фонд этого жанра. К том же идея стилизовать роман под переводную фантастику приближает её к тогдашнему читателю, просто тонувшему в потоке переводной, или выдаваемой за переводную, литературы.
Но главное в «Экипаже» — экипаж. Олег Дивов создал прекрасную галерею образов, каждый из которых одинаково важен для сюжета будь то героический адмирал Рашен, Кенди, или Буровский.
Не отстают от них и герои второго плана. Один не исправимый матершинник Боб Рабинович своей яркостью и целостностью даст фору многим литературным героям. Кстати о мате – несмотря на насыщенность текста не цезурными словами и выражениями они не вызывают отторжения и всегда к месту.
На выходе мы имеем книгу прекрасную книгу, которая обеспечит Вам прекрасное времяпрепровождение на пару вечеров Только детям не двайте.
Этот роман мне не понравился. Кухонные диалоги, постоянное пьянство, матершина, шиза. Хотя автор объясняет, что в космосе не может быть нормальных психически здоровых людей, но если убрать весь этот космический антураж как мишуру, то оставшееся можно спокойно трактовать как будни пьяных санитаров в какой-нибудь ГКБ на окраине. Отдельно следует отметить постоянное упоминание особенностей русского, «как что-то хорошее», и еврейского, «как что-то плохое», характеров. Постоянные тычки то в одну, то в другу сторону просто надоели до оскомины. Очень свежая мысль raz’ebat’ Москву чтобы спасти Россию, оригинальна и неповторима, конечно, нужно было обязательно вставить это в производственно-военный научно-фантастический роман про космос, не буду говорить уже про постельные сцены.
Если б эту вещь читала первой, больше ничего бы не стала у Дивова читать. Грубая работа. И не только по причине присутствующего, как бы сказать. похабства, что ли. И не такое читали. И мат в книге весьма к месту использован. И «дивовский юмор» бронебойный — хорош, ничего не скажешь. Не считаю себя ханжой, но почему то коробило меня всю дорогу. Поняла — книга скучна. Я дочитала роман только потому, что деньги за книгу уже уплачены. Ведь мало одного юмора. Получился средненький боевичок. Скучно — и все тут!
Потом смотрю, это одна из первых работ автора. Должно быть, еще не хватало опыта и мастерства, чтобы, не используя конъюнктурные приемы, написать книгу одновременно и интересную, и умную и смешную (как, например, его же «Саботажник» или «У Билли есть хреновина»). Вообще, как я погляжу, разброс мнений о произведениях Дивова очень широк — от полного неприятия до влюбленности. И книги-то у него все очень разные. Интересный автор.
Я смотрю, книги Дивова подходят далеко не всем читателям. Это не упрёк Дивову, и это не упрёк читателям. У его книг есть харизма. Но в чьих-то душах эта харизматичность не находит отклика. Ну и что? Да ничего.
В «Лучшем экипаже» героям предстоит выдержать не один поединок. Одни из них будут насыщены яркими вспышками боёв в пространстве, другие — сражением умов. Но главные поединки — это борьба с самим собой, с малодушием, стереотипами, с судьбой наконец.
Действие романа происходит в тёмные времена. Это, несомненно, наш мир, только отделённый от нашего времени столетиями и миллиардами жертв. Вы верите в предсказания Нострадамуса? Посмотрите, какой может стать жизнь, если они окажутся правдой. А ведь говорят, что до сих пор многое из них — сбылось.
Автор великолепно изобразил сцену для повествования, не пожалев тёмных красок там, где это нужно. Герои сталкиваются со множеством испытаний — подлостью, предательством, непониманием, страхом, неизвестностью. Всё это тяжким грузом падает на астронавтов. Как же сохранить людей в пригодном физическом и, главное, моральном состоянии?
На мой взгляд, Олегу Дивову великолепно удаётся передать атмосферу на боевых кораблях, особенности взаимоотношений экипажа. Вся эта матерщина и попойки не выглядит не выпендрёжем автора, ни чернухой. Дивов заставляет поверить в то, что это и есть правда-матка, не галуны-медали-ходьба строем, а именно она, сермяжная, без утайки и прикрас. И у нас есть причина верить, поскольку кому знать, как не ему?
Сумасшедший дом — такая ассоциация пришла в голову одному моему знакомому, читавшему книгу. Ну так они и есть все сумасшедшие, эти бравые астронавты. Только им и по силам выжить в таких условиях. Повествование сдобрено типичным дивовским ехидным юморком, но оно искреннее, берущее за душу, иногда нежное и наивное. Да, вот ещё что: заметьте, в книгах Дивова никогда не бывает половинной, ненастоящей любви. Это всегда чувство, сметающее все барьеры и преграды, герои растворяются в нём до конца, и становится даже не по себе от того, что ты стал как бы свидетелем чуда, не предназначенного никому, кроме двоих.
Ну и конечно, Олег Дивов никогда не упустит возможности поиграть с читателем. Как вам Москва и москвичи? Наверное, по мнению Дивова, вне Москвы надежда на возрождение России, но это касается, думаю, не только романа. Это аллюзия на современную жизнь. Ну а с нами, украинцами, вообще здорово управился: «Был когда-то — пишет — такой народ. »:wink:
Очень слабая и посредственная вещь. Начало — 3, середина — 2,5, окончание – 1 из 5-ти баллов. Во время чтения ожидаешь, что сейчас вот все и начнется, (если бы не Выбраковка бросил бы еще давно), концовка невнятная и непонятная. Абсолютно не понятно, что нам автор хотел сказать на 350 страницах. Герои картонные, плоские и гротескные, за время повествования нить сюжета терялась неоднократно. Слабая книга, разочарован, что начал читать эту муть.
Очень долго я добирался до этой книги. С одной стороны, привлекал высокий рейтинг на ФантЛабе, с другой – отпугивали негативные отзывы знакомых.
Впечатления остались противоречивые. Два классика американской НФ в свое время создали два противоположных образа армии в литературе – романтический образ суровой школы, воспитывающей из людей настоящих ответственных граждан и патриотов (Роберт Хайнлайн) и сборище головорезов и пушечного мяса, жертв военных афер (Гарри Гаррисон). Олег Дивов решил создать некий взвешенный объективный образ Вооруженных Сил будущего, попытаться разобраться в том, что же такое армия и как к ней относиться.
Собственно, эта задача и определила недостатки книги. В ней постоянно наблюдается дисбаланс между сатирой и героикой, пародийностью и пафосом. Автор то рисует персонажей сущими клоунами – и вдруг начинает повествование об их трагически нелепых судьбах. А среднего нет – «Лучший экипаж…» кренится то на один борт, то на другой. Постоянно не хватает какой-то объединяющей силы, которая смогла бы сделать роман гармоничнее.
Насчет юмора – здесь тоже есть вопросы. С одной стороны, много постмодернистских отсылок и «пасхальных яиц» — эрудированному читателю будет очень интересно их находить. Хватает и весьма оригинальных комических ситуаций. Но с другой стороны, как-то напрягает зашкаливающее количество шуток на сексуальную тематику. Это, конечно, объясняется пародированием американской литературы и кинематографа, которые эту тему также нещадно эксплуатируют. И все же насчет живого неотцензуренного солдатского юмора – это лучше «Саботажника» или «Оружие Возмездия» почитать. Правда, «Лучший экипаж…» был написан раньше, что много объясняет.
Относительно же серьезной части романа – здесь с автором трудно не согласиться. На войне всему есть место, и подлости, и героизму, и зачастую необходимость подвига возникает именно из-за чьей-то подлости. И, безусловно, герои книги заслуживают уважения – несмотря на то, что их изломанная войной психика балансирует между состояниями хулиганистого подростка и загнанного в угол хищника. Армия по Дивову – неизбежное зло, организация, которая ежесекундно проверяет солдата на прочность, а в военное время – мгновенно раскрывает все темные стороны его характера. Настоящим героем можно назвать того, кто прошел через все это и остался человеком. Да, в идеале армия – гарант мира и безопасности, но в реальности, чаще всего – инструмент грязных политических игр под видом какой-нибудь «борьбы за демократию». И все же не стоит забывать, что первоначальный смысл этой профессии – «Родину защищать».
И насчет патриотизма – мне он навязчивым в романе не показался, эта тема важна для идеи романа. И, конечно, поселение выживших русских – это, скорее, патриотический символ, чем реалистическая деталь. А когда про памятник Петру читал – вообще ржал до упаду. Вот и Дивова это скульптурное чудище достало.
Итог: очень странная книга, постепенно по ходу сюжета превращающаяся из сатирической и пародийной – в трагически-гуманистическую. Во всем этом чувствуется какая-то неорганичность. Но в общем-то, «Лучший экипаж Солнечной» вполне стоит прочтения, хотя по сравнению с более поздним «Саботажником» проигрывает.
Понятно, что в 90-е годы 20-го века уровень российской культуры еще не восстановился после распада СССР и в те смутные времена разного рода сексуальные притирания или мат в книге, фильме или в прямом эфире это было «Вау», но в наше время этим не удивишь даже детей дошкольного возраста. Книгу можно коротко охарактеризовать в соответствии со стилем самой книги: «Что за *****?». Почти треть книги вообще ничего не происходит — нудные разговоры, притирания на борту, загеройские предыстории главных героев и отстойные «шутки» сексуального характера. Детский сад. За всеми этими «спецэффектами» самой научной фантастики не особо видно. После сотен книг НФ читать такое просто скучно, ибо акцент книги совсем не НФ а псевдо «крутые» приколы успели надоесть еще в начале нулевых. Прям «шутка юмора», как говорил один знакомый сталкер.
В очередной раз скажу, что очень люблю читать Дивова, но книги его мне не нравятся. Объясню сейчас. Я не ханжа, мата не боюсь, наоборот даже люблю когда так «вкусно» ругается мужчина. Это, как бы, обязательные условия, мужчина и искусное ругательство. Когда мат употребляется в качестве междометия не выношу, так же, как и мат из женских уст (в большинстве случаев). Так вот тут мы имеем весьма искусного в этом отношении, вне всякого сомнения, мужчину. Ибо даже лирические сцены, а их там есть вплоть до эротики, настолько брутальны, что у меня по бабски дух захватывало. Я просто обожаю язык Дивова, диалоги, персонажей. Мне симпатичны положительные герои, даже не смотря на то, что Дивов всякий раз намеренно отягощает их злом. Отрицательные тоже не однозначны, их зло противно, в отличие от того харизматичного, которым награждены положительные. Порой негативы вызывают даже сочувствие, но при этом, ни в коей мере не дают оснований усомниться в разумности поступков их оппонентов. У Дивова интересные и очень близкие мне понятия о дружбе, любви, вражде, ответственности, морали и многом другом. Так почему книги то не нравятся? Манера изложения. Дивов пишет так, словно ведёт репортаж с места действий, или фельетон по материалам журналистского расследования. На мой вкус. я повторю. НА МОЙ ВКУС эти жанры не лучший выбор для художественной литературы. Мне всё время кажется, что у меня отнимают моё читательское право почувствовать развитие, сопоставить факты и сделать свою собственную оценку. Сухие экскурсы в прошлое (будущее, параллельный мир, вправо, влево. ) лишают меня части положенного повествованию экшена. И, знаете, я не понимаю почему! Экшн у Дивова получается очень даже на уровне.
Говорят, сам Дивов объяснил отсутствие у «Лучшего экипажа. » премий и номинаций чрезмерной нецензурой. Не знаю насколько это правда, но на мой взгляд, это лучшее из всего что я у него читала. Смысле я тоже не нахожу другого объяснения. Вот как-то так.
VovaZ, 28 сентября 2016 г.
О чём бы не писал Дивов, прозу, фантастику, политтриллер, это всегда выходит о его службе в Советской Армии. 🙂
Любое повествование автора основано на описании попыток людей, с нестабильной психикой, выжить, а так же, реализовать некие, совершенно невменяемые планы, на фоне перманентного бардака, и столь же невменяемого окружения. Служившие в любой армии мира меня поймут.
«Лучший экипаж», собственно, очень типичный представитель творчества автора, как прошлого, так и будущего.
Сюжет выписан очень слабо. Сюжетная интрига присутствует, однако, её реализация крайне куцая. Ход событий очень быстро оставляет основную сюжетную линию, и начинает реализовывать совершенно иную. Финал не чёток, и к основному сюжету вообще отношения не имеет. По основной интриге, роман, не завершён.
Сценический драйв высок. Большинство сцен захватывают при чтении.
Типажи героев не вполне живы, но интересны. Автор несколько перестарался с «психической линией» образов героев, несколько перенасытив персонажи, в этом плане.
Роман, будучи написан в конце 90-х, чудовищно перегружен типичными комплексами, как самого автора, так общества, современного написанию романа. Исламофобия, еврейский вопрос, русский вопрос, сексуальные проблемы и много-много тд. Дивов честно пытается иронизировать, но через гротеск памфлета частенько проступает искренность.
Не смотря на лёгкий язык, роман читается не просто, из-за упомянутых сюжетных сложностей. Однако, как произведение своего времени, достаточно интересен.
Сюжет не захватывает, несмотря на попытки автора сделать его интересным. Эротические и порнографические сцены только раздражают своим обилием и неуместностью, а также безобразным содержимым. Да и идея стара и нового автор внести не смог, лучше перечитать «Эшелон» О. Смирнова, ей-богу. Герои, как люди, совсем не интересны.
Для стеба мелковато, для космооперы нудновато, для философского боевика умных мыслей маловато. Что-то не заладилось у меня с этой книгой.
Первая, все герои – это так и не ставшие взрослыми дети. Если бы речь, в данном контексте, шла о нерастраченной свежести чувств, сие было бы прекрасно. Однако речь идёт о тотальном и повсеместном детском поведении и таких же рассуждениях героев романа. Эта неудержимая выспренность и ненатуральность, лично мне, весьма подпортили впечатление от прочитанного. И, увы автору, даже обильный мат так и не превратил персонажей во взрослых людей.
Вот и получается парадокс: вроде бы для детей чтение в самый раз, да матерщина палки в колёса вставляет.
И второе, у автора серьёзная зацикленность на национальном вопросе.
И вроде бы всё достаточно толерантно, но всякая озабоченность настораживает и не добавляет оптимизма. Всё время хочется понять, к чему это подробное выяснение кто чьих кровей? Мы что, лошади?
Думается, не надо бы так в лоб выражать патриотизм и любовь к своей земле.
«Лучший экипаж…» — не лучший роман Олега Дивова, но весьма достойный.
Будущее в стиле «Прекрасное жестоко» пугает и в то же время оставляет простор для надежды, персонажи брутальны и инфантильны одновременно, что придаёт им достоверность и заставляет читателя сопереживать.
Разумеется, автор не может обойтись без своих фирменных провокаций, поэтому из уст героев мы постоянно слышим латинизированный русский мат, а тема секса и его инверсий не просто раскрыта, но и вывернута наизнанку.:lol:
Отдельного упоминания заслуживает и образ России: она одновременно и жуткая чёрная дыра на теле многострадальной планеты, и родина либо мутантов, поклоняющихся памятнику работы Церетели, либо несчастных изгоев, в которых будто бы превратился русский народ… и в тоже время неиссякаемый (как оказалось) источник исторического оптимизма!
Сомневаюсь, что после атомной войны выживет что-то крупнее тараканов и крыс (ах, да – ещё одуванчики!), тут автор намеренно завысил дозу оптимизма. И всё равно – огромное спасибо именно за такой финал романа!:pray:
А сравнивать с «Саботажником» я бы не стал – здесь больше интересных персонажей, и герой не одинок в своей борьбе…:dont:
Я зайду исключительно с другой стороны. Хотя, допускаю, что кто-то уже в этом покопался. И озвучил.
«Талант писателя» — это субстанция, которую крайне тяжело «измерить» непрофессиональному критику, не обремененному ни специальным гуманитарным образованием, ни опытом, наработанным в демагогическом словоблудии баталий на окололитературных форумах. По этому некоторые простые читатели, не мудрствуя лукаво, выделяют для себя три-четыре показателя одного вида, по которым могут сравнить качество различных произведений. Пусть и примерно, но — «чисто для себя». И — что кому ближе. Зато — удобно и действенно.
Специальный словарный запас. Дивов милосердно не мордует читателя футуристической терминологией. «Мегадестроеры», «файтеры» и что-то там еще по мелочи. И все! А остальное описано нормальным человеческим языком без «умничанья». Естественность и непринужденность. Кстати, о диалогах. Не знаю, в какую нирвану должен впадать был автор, чтобы лишь фиксировать речь выдуманных им же персонажей, а не говорить за них. Другими словами, диалоги жизненны и натуральны — говорят настоящие люди из плоти и крови. Тут — влюбленная женщина, тут — влюбленный мужчина, а вот тут — убеленный сединами «аж целый адмирал» Рашен. И из-за этого чтение становится легким и «пружинящим» — внимание сосредотачивается на смысле сказанного, а не на форме его подачи.
Юмор. Шел-упал-бу_га_га. Этот люмпенский вариант исключен почти полностью и, уверен, принципиально. Юмор многоуровневый, от начала шутки до ее кульминации может «пройти» абзац, страница. а то и глава. Автор как бы ставит запал смеховой мины в одном месте, а в другом, на достаточном удалении — сама мина взрывается. И юмор — не тяжелый, не натужный, не вырванный из персонажей под пытками.
А «9» вместо «10». появится продолжение — с радостью поставлю «10».