лучший штурмовик второй мировой войны

ТОП 10 лучших самолетов-истребителей Второй мировой войны

11 4

Споры о том, какая из техники, которую использовали во время Второй мировой войны, лучшая, не утихают и спустя 70 лет. Это касается и авиации, которая играла важную роль во время противостояний. Но, несмотря на споры, можно выделить не менее десяти лучших истребителей Второй мировой войны, которые выпускали как союзники (в том числе и СССР), так и противники.

«Супермарин Спитфайр» (Supermarine Spitfire)

Англичане считают «Спитфайр» лучшим истребителем Второй мировой войны. И это не только национальная гордость за то, что данную машину создали в Великобритании.

Разработчиком Supermarine Spitfire стал Реджинальд Митчелл. Несмотря на то, что инженер не обладал соответствующим образованием, конструктор смог выпустить самолет, попавший в список лучших.

Supermarine Spitfire

Попасть в данный рейтинг британская модель смогла благодаря следующим характеристикам:

«Спитфайр» представляет свободнонесущий моноплан, который выделяется обтекаемыми формами. При небольшом весе модель выделялась удлиненным крылом, благодаря которой уменьшалась нагрузка. По этому показателю Supermarine Spitfire также обходил многие другие истребители того времени.

Однако, несмотря на заявленные характеристики, данная модель не была лишена недостатков. Но за время Второй мировой войны британская промышленность выпустила более 20 тысяч экземпляров Supermarine Spitfire Mk1.

Heinkel H1 111

Эта модель считалась одним из основных самолетов, которые нацистская Германия использовала в войне с союзниками. Heinkel H1 111 — двухмоторный моноплан, который выделялся эллиптическим крылом инвертированного типа и наличием двигателей марки BMW.

Heinkel H1 111

Heinkel 111 использовался преимущественно как бомбардировщик. Но модификация H1 стала штурмовиком, который отвечал за поддержку пехоты и сухопутной военной техники. Данный самолет выпускался в более чем 10 модификациях, отличающихся между собой количеством экипажа, длинной крыла, скоростными и другими характеристиками.

Ла-5 выделялся на фоне истребителей, выпущенных в первой половине 20-го века, наличием двухрядного двигателя. После нападения нацистской Германии на СССР советские конструкторы приступили к модификации самолета, уделяя повышенное внимание аэродинамическим характеристикам. Проведенные испытания позволили внести изменения в конфигурацию Ла-5 так, что инженерам на заводе не пришлось прибегать к серьезным переделкам.

%D0%9B%D0%B0 5

Благодаря такой модернизации в 1943 году в войну вступил Ла-ФН, ставший одним из лучших советских истребителей. Эта модель, помимо измененного корпуса, получила усовершенствованный двигатель. Однако лучшим истребителем, выпущенным Советским Союзом, стал Ла-7, созданный на базе Ла-5. Первый способен был развивать на 80 км/ч больше, чем прототип. Причем, прирост в 60 км/ч обеспечивала аэродинамика кузова.

«Норт Америкэн Р-51 Мустанг» (North American P-51 Mustang)

Данный истребитель стал первым летательным аппаратом, получившим ламинарное крыло. Такая конфигурация давала американской модели дополнительную подъемную силу, что привело к снижению расхода горючего. Одновременно с этим ламинарное крыло повышало дальность полета.

North American P 51 Mustang

«Мустанг» также выделялся на фоне истребителей Второй мировой войны тем, что в конструкцию летательного аппарата была заложена возможность установки дополнительных топливных баков. Это в сочетании с улучшенными высотными характеристиками сделало американскую модель оптимальной машиной для эскорта. По данному признаку «Мустанг» превосходил аналоги, которые выпускались до середины прошлого века.

Благодаря дополнительным топливным бакам данный самолет мог взлетать с аэропортов северной Англии, совершать налеты на Берлин и возвращаться обратно без дозаправки.

Boeing B-17 Flying Fortress

Boeing B-17 Flying Fortress стал первым серийным цельнометаллическим бомбардировщиком, который выпустила американская промышленность. Данный самолет оснащался четырьмя моторами и выделялся на фоне аналогов прочной конструкцией. Американский летательный аппарат был способен возвращаться на базу при многочисленных повреждениях корпуса.

Boeing B 17 Flying Fortress

При этом Boeing B-17 не защищал экипаж при лобовом попадании, в том числе и из пулемета. Однако американский самолет оснащался системой прицела Нордена, которая позволяла осуществлять точное бомбометание с высоты до семи километров. Для защиты экипажа в конструкции Boeing B-17 Flying Fortress предусматривались 9 или 12 (в зависимости от версии) пулеметов калибром 12,7 миллиметра.

Помимо основной задачи американский самолет использовался для создания помех в работе электроники, которая управляла корабельными пушками нацистской Германии.

Як-9 стал самым массовым самолетом, который производился в 40-х годах на территории СССР. За это время советские конструкторы создали 22 модификации летательного аппарата, из которых 15 поступили в соответствующие армейские подразделения.

%D0%AF%D0%BA 9

Такой популярности способствовало то, что Як-9 отличался простотой конструкции. Самолет состоял не только из алюминия: часть деталей изготавливалась из древесины. Як-9 после внесенных изменений стал способен противостоять немецким «Мессершмидтам». Но последние выигрывали схватки с советским самолетом на больших высотах.

За время производства Як-9 получил:

Также советские войска использовали Як-9 с двумя разновидностями крыльев: смешанные и цельнометаллические.

«Юнкерс Ю-87» (Junkers Ju 87)

«Юнкерс Ю-87» — это пикирующий бомбардировщик и штурмовик с двухместной кабиной и одним мотором. Немецкая модель выделялась крылом «перевернутая чайка». Из-за такой конфигурации и в сочетании с неубирающимся шасси немецкий бомбардировщик во время пикирования издавал характерный рев.

Junkers Ju 87

«Юнкерс Ю-87» отличался низкой скоростью и малым запасом хода. Но, несмотря на такие характеристики, данный аппарат считался одним из лучших бомбардировщиков нацистской Германии из-за точности метания.

«Юнкерс Ю-87» выпускался в 10 модификациях с 1937 по 1944 год. За этот период немецкая промышленность произвела более 5,7 тысячи экземпляров бомбардировщика. Инженеры также создали несколько специализированных версий «Юнкерс Ю-87», предназначенных для поражения танков, кораблей и другой военной техники.

Mitsubishi A6M Zero

В отличие от других моделей, представленных в данном рейтинге, Misubishi A6M Zero – это палубный истребитель. Появление такого самолета обусловлено крупным флотом, которым обладала императорская Япония. До окончания Второй мировой войны промышленность выпустила свыше 11 тысяч экземпляров Zero. Причем последние версии использовались для атак камикадзе.

Mitsubishi A6M Zero

Zero способен был развивать до 500 км/ч. Для разбега самолету требовалась площадка в 70 метров. Zero мог подниматься на высоту до 4 километров, проводя в полете без дозаправки в течение восьми часов.

Messerschmitt Bf.109

Messerschmitt Bf.109 появился случайно. Из-за натянутых отношений с руководством Германии конструктор не смог получить заказ от правительства на разработку самолета. Но Мессершмит заключил контракт с румынским заводом. Из-за этого в Германии разразился скандал, из-за чего конструктор почти попал в тюрьму. Только вмешательство высшего руководства страны спасло Мессершмита от заточения.

Messerschmitt Bf.109

Но, даже несмотря на такое давление, конструктор не стал соблюдать условия контракта и создал самолет, который не соответствовал требованиям государственного контракта. Благодаря такой решительности инженера Германия в начале войны получила истребитель, превосходящий аналоги по все параметрам.

Ил-2 — это советский штурмовик, ставший самым массовым самолетом. Промышленность выпустила свыше 36 тысяч экземпляров данной модели.

%D0%98%D0%BB 2

Источник

Новое в блогах

К спору о лучших истребителях Второй мировой

Предисловие

Отгремели бои, но посетители «ВО» так и не пришли к единому выводу о лучшем истребителе Второй мировой. Тема обширная и интересная. Критики полностью разгромили статью «о самых грозных» самолетах, и автор сделал из этого выводы. Литературное мастерство заключается в способности выразить и донести свои мысли до публики. Насколько хорошо поймут и воспримут статью — это задача автора.

Выяснилось, что повествование в формате «рейтинга» не работает. Многие воспринимают такие статьи не как сагу о военной технике, а именно как «сравнение» 1, 2, 3. К тому же за обрывочным повествованием теряется суть дискуссии, читатели не замечают важных деталей, придавая слишком большое значение мелочам.

На этот раз автор обещает всё исправить.

1547768763 800px yakovlev yak 3 m 14077199624

Основные закономерности

Нельзя посчитать пушки, и на основании этого делать вывод, что более легкий самолет порхает, как ласточка, а другой — тяжеловооруженная «бочка с бензином», которая совершенно не годится для воздушного боя.

Боевые возможности определяются взлетной массой, которая, в свою очередь «завязана» на мощность силовой установки. Здесь можно упомянуть о площади крыла, но это само собой разумеющийся факт. Создавая новый, более тяжелый истребитель конструкторы вынуждены позаботиться, чтобы маневренность и значение удельной нагрузки на крыло оставались в диапазоне, свойственном для его временной эпохи (≈ 150-200 кг/м2 для истребителей ВМВ).

Увеличение размеров крыла повлечет дальнейший прирост взлетной массы. Потяжелевшему самолету потребуется новое шасси и т.д. Но весовая гонка не будет бесконечной; в конце концов всё упрется в единственный параметр: мощность двигателя.

Более легкий Як-9 (масса пустого 2200-2300 кг) и Ла-5ФН (пустой — 2700 кг) воевали в одно и то же время, в одних и тех же условиях, т.е. имели схожие показатели маневренности, несмотря на 20% разницу в массе конструкций.

Остроносые «Яки» традиционно оснащались мотором с жидкостным охлаждением взлетной мощностью около 1200 л.с. (при сухой массе мотора 600 кг).

«Лавочкины» использовали гораздо более мощный и массивный двигатель воздушного охлаждения, выдававший во взлетном режиме 1850 л.с. (при сухой массе почти 900 кг).

Большая мощность → большая взлетная масса → большие возможности. Отсюда у «Лавочкина» вторая пушка, большая удельная мощность (кВт/кг) и лучшие динамически характеристики (разгон, скороподъемность, скорость полета). Все перечисленные преимущества — при схожих показателях нагрузки на крыло и, как следствие, сопоставимой с «Яком» маневренности.

1547768735 htmlconvd

В прошлых дискуссиях встречалось понятие «фронтовой истребитель», который противопоставлялся «высотными перехватчиками» и «дальними истребителями сопровождения», тем самым «Спитфайрами» и «Мустангами» союзников. Словно у каждого из них имелась собственная ниша и свои уникальные преимущества. Однако, с точки зрения законов авиации, такая классификация имеет совершенно другой, невеселый смысл.

В рассматриваемую эпоху не было никакой заметной разницы между «фронтовыми», «перехватчиками» и «истребителями сопровождения», как и между «палубными» и «сухопутными» по значению удельной нагрузки на крыло. При всех девиациях +/- их маневренность оставалась примерно в одном диапазоне, что позволяло им сражаться друг с другом. Всё отличие «фронтовых» истребителей заключалось в их меньшей взлетной массе, обусловленной меньшей мощностью их моторов. Как следствие, они не могли летать далеко, имели меньшую боевую нагрузку и были эффективны только на малых и средних высотах. В то время, когда новое поколение авиации навязывало свои условия боя. «Мессеры» и «Фокке-вульфы» были вынуждены сражаться не у земли, а на тех скоростях и высотах, где действовали «Крепости» и «Мустанги».

1547769981 vought f4u 1 corsair at stratford ct in 1942

При всём своем гигантизме «Корсар» вошел в топ лучших истребителей конца войны. Причина — двойная звезда «Пратт&Уитни» R2800 с воздушным охлаждением. В её индексе зашифрован рабочий объем в куб. дюймах, по-нашему 56 литров. Взлетная мощность «Даблл Уоспа» достигла 2450 л.с. и это, наверное, было пределом для поршневого истребителя периода ВМВ. Как по конструкции мотора, так и по возможностям пилотирования однодвигательного самолета со столь крупным и мощным мотором. В процессе работы R2800 создавал слишком опасный крутящий момент, угрожавший перевернуть «Корсар» во время взлета или посадки: летчику было сложно побороть его влияние, особенно на малых скоростях.

А вот интересный пример. «Мустанг» модификации «D», возведенный чуть ли не в эталон истребителя позднего периода войны. Взлетная мощность его лицензионного «Мерлина» с жидкостным охлаждением составляла «всего» 1490 л.с. (в чрезвычайном режиме — до 1700 л.с.). Неожиданно слабо для самолета с максимальной взлетной массой 5,5 тонн.

В отличие от «Корсара», для которого пять тонн были нормой, «Мустанг» имел такую массу только при взлете с базы Милденхолл. В воздушный бой над Берлином он вступал уже без подвесных баков, когда его уд. мощность и уд. нагрузка на крыло приводились в соответствие со стандартами для истребителей его эпохи.

Все «навороты» американских «Мустангов», их радары, гермокабины и вычислительные устройства объяснялись различием в мощности мотора (1490 л.с. против 1100-1200 у нашего «Яка», у серийных часто не было и этого). В связи с этим, нормальная взлетная масса P-51D превышала Як-9 примерно на тонну. Часть «свободной» разницы в мощности конвертировалась в прирост летных характеристик. У земли прирост был почти нулевым, но из-за мотора с турбонагнетателем преимущество становилось абсолютным на больших высотах.

Кажется, всё… или мы забыли что-то еще? «Паспортные» характеристики самого лучшего двигателя недостижимы без качественного топлива. В результате те, у кого был бензин с октановым числом 100+, получали еще большее преимущество над теми, кто летал на «разбодяженном» топливе.

С каким охлаждением мотор лучше, выяснить так и не смогли. Британцы летали исключительно на моторах с жидкостным охлаждением, японцы — с воздушным. ВВС РРКА и люфтваффе имели на вооружении по два основных типа истребителей с моторам жидкостного и воздушного охлаждения (Яковлев и Лавочкин против Ме-109 и ФВ-190). Американцы по нескольку типов каждого (Лайтнинг, Аэрокобра и Мустанг — жидкостное; Хеллкэт, Корсар и Тандерболт — воздушное).

Благодаря наличию большего числа цилиндров (18) двигатели с воздушным охлаждением (АШ-82, «Дабл Уосп», BMW-801) всегда развивали большую мощность, чем их жидкостные ровесники V12. Если в первом случае цилиндры размещались по кругу, в два ряда, то установить в длину больше 6 цилиндров и потом пилотировать такой длинноносый самолет было совершенно невозможно.

С другой стороны, «двойные звезды» отличались большей массой, «прожорливостью» и поперечным габаритом, который требовал фюзеляжей с большим поперечным сечением. Всё это еще больше увеличивало массу конструкции истребителя, одновременно превращая его фюзеляж в «тупоносое бревно», создававшее огромное сопротивление в полете.

С третьей стороны, жидкостные моторы были небезгрешны. Такой мотор имел радиаторы, которые торчали ото всюду, что также ухудшало аэродинамический облик самолета.

С четвертой стороны, моторы с воздушным охлаждением однозначно повышали боевую живучесть. Благодаря услиям инженеров, «двойные звезды» могли продолжать работу с частью отказавших цилиндров. В то время, когда всего одна пуля или осколок в рубашке охлаждения «мессершмитта» были для него смертельны — через пару минут двигатель заклинивал от перегрева.

Кроме того, широкая «звезда» сама являлась щитом и дополнительной защитой для пилота. Известно, что пилотам «мессершмиттов» рекомендовалось избегать атак И-16 с передней полусферы, т.к. расклад получался совершенно невыгодным для фашистов.

На этом месте нужно сделать плавный реверанс в сторону «Зеро». Авторы сразу двух статей критиковали японский истребитель за низкую живучесть. А ведь на самом деле, «Зеро» за счет мотора с воздушным охлаждением был живучее любого «Томахока», «Спитфайра» и «Мессершмитта»! Но к этому мы обратимся чуть позже.

Наибольших успехов в двигателестроении добились англичане, построившие универсальный «Мерлин», ставший основой всех успешных проектов (один — «Спитфайр», два — «Москито», четыре движка — стратегический «Ланкастер»). «Звёзды» с воздушным охлаждением были лайми неинтересны — к концу войны специалисты «Роллс-Ройса» научились «снимать» со своих относительно компактных моторов (всего 37 л рабочего объема) мощности свыше 2000 л.с.!

Любой двигатель той эпохи — песнь высокого неба. Винтажные шедевры. Переверните свой автомобиль и посмотрите, куда потечет жидкость из расширительного бачка. А ведь это было 70 лет назад, безо всякой электроники и компьютерных систем настройки двигателя! Резкие маневры, перегрузки во всех мыслимых направлениях, жуткие вибрации, возникающие при стрельбе пушки, размещенной в развале блока цилиндров. Жара раскаленной степи и лютый холод больших высот при вдвое меньшем содержании кислорода на границе стратосферы. И — безотказная работа в любой ситуации, шедевры.

Оружие

Самая сладкая часть сегодняшнего пирога.

Одна-две мелкокалиберные пушки или «гирлянда» крупнокалиберных пулеметов — каждая из воевавших сторон осталась при своём мнении.

Калибр, несомненно, имел значение, т.к. при его увеличении масса боеприпаса возрастала в кубе. Но увеличение калибра имело смысл только до того момента, пока длины ствола хватало для придания достаточной начальной скорости снарядам. Достаточной, чтобы оставаться на траектории и давать пилоту возможность целиться и попадать в цель.

Уникальной мерзостью, абсолютным аутсайдером среди 20 мм авиапушек была Эрликон MG-FF (парой MG-FF вооружались Me-109E) и её лицензионная японская копия «Тип 99» (пара таких пушек стояли на «Зеро»). И если немцы в 1941 году построили истребитель с новой длинноствольной мотор-пушкой, то японцы мучились со своей «Тип 99» до конца войны.

MG-FF предназначалась для установки в крыле и в ней было плохо все. Недостаточная длина ствола (800 мм) гарантировала неудовлетворительную баллистику: из-за низкой начальной скорости (580. 600 м/с) снаряды быстро сходили с траектории; из такой пушки было сложно целиться и еще сложнее попадать в цель. На практике ситуация внезапно менялась в худшую сторону из-за слишком низкого для 20-мм авиапушки темпа стрельбы (500-540 выстр./мин) и малой ёмкости зарядного барабана (60 снарядов на ствол). Что было особенно драматично для японцев, у которых огромная автономность «Зеро» слабо сочеталась с его скромным боекомплектом.

Одна из самых совершенных авиапушек калибра 20 мм, советская ШВАК, имела следующие характеристики. Длина ствола при установке в крыле — 1200 мм (в развале блока цилиндров — 1650 мм — вдвое больше MG-FF!). Начальная скорость снаряда — 750-800 м/с. Всё это — при бешенной скорострельности 800-850 выстр./минуту, превосходившей показатели немецкой мотор-пушки MG-151/20.

В поздний период войны немцы приступили к оснащению своих истребителей орудиями MK.108 калибра 30 мм. Истребитель Me-109K получил одно такое орудие в развале блока цилиндров, а реактивный Me.262 — целых две пары таких пушек. И сразу же, вундер-инженеры столкнулись с проблемой, схожей с той, что наблюдалась в предвоенные годы. Когда пытались осуществить переход с пулеметов на 20 мм авиапушки.

Вот к чему приводили шутки с калибром. А многие комментаторы восторженно твердили: немцы, тевтонский гений, MK.108!

Но 30 мм — не предел.

1547768731 p39 kingcobras for russia

Но вернемся к калибрам.

Во всём мире была создана только одна 37-мм авиапушка с длинным стволом, пригодная для установки на истребитель без заметного ущерба для его характеристик. С высокой настильностью траектории снарядов и приличной скорострельностью для такого калибра (250 выстр./мин). Советская НС-37 была настоящим военно-техническим рекордом.

Суперпушкой вооружались серийные истребители модификации Як-9Т. В прошлый раз, читатели неверно интерпретировали идею, начав приводить в пример конкурентов с многочисленными авиапушками 20-30 мм и доказывать, что они эффективнее. Мысль в другом: ни один другой истребитель эпохи ВМВ не имел авиапушки, сочетавшей столь тяжелые снаряды (735 гр.) с отличной баллистикой, свойственной авиапушкам гораздо меньшего калибра. И по данному параметру Як-9Т выделялся на фоне всех истребителей мира!

Все участники войны, так или иначе, пришли к пушечному или смешанному вооружению истребителей, только американцы (после пары попыток) деградировали обратно к пулеметам. И на то у них имелись веские основания.

Рекордсменом по плотности огня стал P-47 «Тандерболт» с восемью 12,7 мм пулеметами в крыле. До 90 выстр./сек — показатели шестиствольной «металлорезки» современного истребителя. А его штатного боекомплекта 3400 патронов хватало на 40 секунд непрерывной стрельбы.

Но брать пример с янки и сильно переоценивать пулеметы не стоит. Пушки все же были вне конкуренции.

Наиболее близким к «идеальному» по составу вооружения представляется Ла-7 с тремя 20 мм авиапушками с отличными баллистическими характеристиками. Помимо числа огневых точек, имеет значение их расположение. Три синхронизированные УБ-20 в носовой части фюзеляжа, вблизи продольной оси самолета, обеспечивали наибольшую кучность боя и упрощали прицеливание в бою.

1547768778 la7 3

Невнимательный читатель может еще привести в пример FW-190A-8, вооруженный сразу четырьмя пушками и парой пулеметов. Не заметив, что его удельная нагрузка на крыло достигала ≈250 кг/м2. Слишком много для его эпохи. Сами немцы называли этот перегруженный самолет «штурмбок» — летающая огневая точка, «ганшип» для стрельбы по бомбардировщикам. Который должны были прикрывать от истребителей сопровождения обычные «мессершмитты».

Наилучшим, самым оптимальным по составу вооружения среди истребителей позднего периода войны все-таки получился советский Ла-7.

Живучесть

Насколько велики были шансы у истребителя остаться в воздухе, после попадания под огонь своего «ровесника»?

Как показали испытания, выполненные специалистами 4-ого управления НИИ ВВС им. Жуковского, шансы были минимальны. Вкратце: при макс. удельном весе бронезащиты в 2,6% от взлетного веса, и угловой защищенности со стороны задней полусферы 10-20°, ни о какой серьезной защите истребителей не могло быть и речи. Различие в живучести между цельнометаллической «Аэрокоброй» и деревянными «Яками» составляло всего 16-18%, — обескураживающе малое значение.

1547768728 1

За «пораженного в голову летчика» можете не беспокоиться, это был манекен. И, конечно, ни один из самолетов, получивших такие повреждения не смог бы вернуться на аэродром: всё это результаты наземных огневых тестов

Единственный серьезный результат продемонстрировал «Лавочкин», оказавшись живучее «Яка» в 2,6 раза, при обстреле со стороны передней полусферы из 12,7 мм пулемета. Как вы уже догадались, благодаря мотору воздушного охлаждения.

С другой стороны, все указанные различия терялись при встрече со снарядами авиационных пушек. Никакой протектор не мог защитить бензобак от последствий попадания 20 мм снаряда. А вооружение истребителей того периода позволяло «распотрошить» даже четырёхмоторную «Крепость» с 900 кг броневых плит.

На одного «везунчика», вернувшегося «на одном крыле», приходились десятки сбитых самолетов, которые не попали в кадр военных корреспондентов: они не вернулись, фотографировать было нечего (феномен, известный, как «ошибка выжившего» — выводы, сделанные только на основе удачных примеров).

Так же, как и легенда о низкой живучести японского истребителя «Зеро», растиражированная американской пропагандой. Отказ от установки бронеспинки не был демонстрацией самурайского духа, он бы продиктован обычным прагматизмом: подобные меры защиты были практически бесполезны. Оправданная жертва в пользу уменьшения уд. нагрузки на крыло.

Лучшая и единственно возможная защита истребителя — в его высокой маневренности.

Автор выражает благодарность за проявленный интерес и помощь в подготовке статьи участнику с ником тлауикол (Иван).

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Adblock
detector