любознательность это хорошо или плохо

Содержание

Любознательность

curiosity

Мы все любознательны от природы: с самого рождения ребенок стремится познать мир вокруг, его интересует буквально все, он подходит к каждой новой ситуации с предвкушением и множеством нерешенных вопросов. Почему взрослый подход к открытиям, как правило, отличается узостью восприятия, наличием страхов и предубеждений? Нужно ли специально развивать любознательность и как это делать, чтобы быть творческим человеком и решать проблемы намного эффективнее? На эти вопросы попробуем ответить в нашей статье.

Итак, дети всегда готовы поглощать новую информацию в огромных количествах, их не пугают трудности, а постоянно возникающие проблемы не вызывают стресс: для них это всего лишь возможность взглянуть на ситуацию с другой интересной точки зрения. Таким образом, дети быстро адаптируются к меняющимся условиям и максимально эффективно используют свое новое положение. Мы смотрим на них и думаем: «Ого, это невероятно, как легко они учатся и приспосабливаются». Это похоже на волшебство, однако дело всего лишь в природной любознательности.

Взрослый воспринимает новую информацию со страхом потому, что в ней имеется доля неопределенности, а значит повышается вероятность ошибок и неудач. Это нас пугает, мы склонны сомневаться в себе и оправдывать свое бездействие. В результате мы просто перестаем идти дальше и возвращаемся в свою зону комфорта, не получив нового опыта.

А теперь просто задумайтесь о тех возможностях, которые упускают взрослые, потому что боятся идти вперед и задавать вопросы, боятся ошибиться и изменить привычную жизнь, думают, что не смогут адаптироваться к новым обстоятельствам. Вспомните свои упущенные шансы роста и развития, которым вы сказали «нет» просто потому, что решили остаться в своей зоне комфорта.

К сожалению, такова по большей части реальность взрослой жизни, но при желании все можно изменить: вернуть ту искру любознательности, которая была у нас в детстве. Для этого нужно прежде всего быть открытым новым возможностям, которые окружают нас в огромном количестве.

Что такое любознательность?

Любознательность (любовь к знанию) – это стремление к познанию, интерес, лишённый рационального зерна, но лежащий в основе любого открытия. Это ненасытный голод узнать и понять все, что можно о жизни, себе и окружающем мире.

Любознательный человек действительно жаждет знаний, роста и развития. При этом он страстно стремится решать проблемы, воплощать идеи, находить ответы на множество вопросов, которые позволяют оптимально адаптироваться к жизни.

Эта страсть не приходит просто так: она требует терпения и решимости думать, размышлять и задавать сложные вопросы, на которые не сразу может быть получен ответ. Любознательность тесно связана с увлеченностью и энтузиазмом, открытостью для нового опыта.

Естественно, наибольшее любопытство связано с глубоким и ненасытным желанием овладеть незнакомым, что, конечно, требует смелости для выхода из зоны комфорта в мир, полный неопределенностей и сомнений.

Преимущества любознательности

Эта привычка открывает множество дверей и возможностей, которые иначе не были бы доступны человеку. Вот далеко не исчерпывающий список преимуществ любознательного человека:

Если вы сможете добавить к этому списку еще несколько преимуществ, это будет означать, что вы уже готовы стать любознательным.

Как стать любознательным?

Лучший способ практиковать любознательность – постоянно бросать вызов, ставить под сомнение полученную информацию и интересоваться всем, что вас окружает. Анализируйте все, что чувствуете, видите и слышите, свое поведение в разных ситуациях и свои мысли. Задавайте себе вопросы о взаимодействии с другими людьми: об их мотивах, действиях и ценностях.

Чем чаще вы будете подвергать сомнению происходящее вокруг, тем скорее сможете понять, что все устроено не совсем так, как кажется на первый взгляд. Мы часто воспринимаем многие вещи «по умолчанию», не вдаваясь в подробности, не осознавая, что существует множество интересных скрытых слоев, которые можно разглядеть только в процессе пристального изучения.

На протяжении дня задавайте себе простые вопросы обо всем:

Это только первый этап, который будет стимулировать вас к появлению более сложных идей и к более глубокому пониманию вещей. Не стоит ограничиваться конкретным временем для развития любознательности, будьте таким всегда.

Скажем, вы проходите мимо телефонного столба. Внимательно вглядитесь в него и задайте себе следующие вопросы:

Постоянно разминайте мозги, изучайте точно так же любой другой предмет: свисток, перчатки, телевизор, зонтик, тостер. Если вы будете практиковаться хотя бы пару раз в неделю, то будете поражены, какой прекрасный и интересный мир нас окружает. Это придаст силы читать, узнавать, задавать дальнейшие вопросы. Появится масса идей и возможностей.

Является ли любознательность ключом к интеллекту? Дело даже не в количестве знаний, а в количестве так называемых пересечений. Через какое-то время вы научитесь видеть общие концепции и станете мыслить абстрактно, этот навык поможет вам находить эффективные решения проблем. А постоянные вопросы и поиск ответов на них без сомнения повысят уровень вашей эрудиции.

Кроме того, без любознательности невозможно творчество. Вспомните самых великих людей искусства (от Леонардо да Винчи до Пикассо) и поймете, насколько любознательность повлияла на их гениальность.

Правила любознательного человека

Всегда носите с собой блокнот

Любознательность развивается при помощи двух вещей: вопросов и идей. Ответы на вопросы расширяют наше понимание действительности, что помогает нам создавать новые идеи.

Помните, что мозг ленив, и его необходимо постоянно подталкивать в нужном направлении. Как часто вам приходили в голову интересные, оригинальные мысли, но вы не записывали и потом просто забывали их? Причина проста: лень.

Сложно по нескольку раз в день бегать за блокнотом и искать ручку, чтобы зафиксировать гениальную мысль, поэтому возьмите себе в привычку всегда носить их с собой. Купите максимально удобный блокнот, не жалейте времени и денег.

Что же нужно записывать? Все, что кажется вам достойным внимания. Это легко понять. В вашей голове есть банальные мысли, которые прокручиваются каждый день и не несут никакой ценности. А есть и другие – наблюдения, выявление закономерностей, интересные метафоры. Все это переносите в блокнот.

Бросайте непрерывный вызов самому себе

Это значит, что вы должны подвергать сомнению свои знания, умения, навыки и убеждения. Спорьте с самим собой, ищите что-то новое. Понять, что вы достигли нужного эффекта, можно по ощущению свежего воздуха в голове – это значит, что вы избавились от ржавой мысли, застойной воды и наполнили мозг новой информацией.

Превращайте свои проблемы в игры. Это избавит вас от стресса и скуки, а также позволит практиковать творческое мышление.

Станьте детективом

Станьте ученым, изобретателем, детективом или даже ребенком. Превратите свою жизнь в исследовательскую лабораторию.

Учтите, что эти четыре роли задают совершенно разные вопросы. Ученый постоянно экспериментирует и наблюдает, изобретатель придумывает то, что делает жизнь проще, детектив обращает внимание на детали, ребенок играет и творит без страха ошибиться.

Ловушки любознательности

Всегда и во всем важно знать не только, что нужно делать, но и то, чего делать нежелательно. Рассмотрим самые распространенные ловушки любознательности.

Страх

Когда мы живем в страхе, то склонны замыкаться, сомневаться, мы прекращаем рисковать. И это, безусловно, мешает думать нестандартно, когда дело доходит до решения проблем.

Поэтому прежде всего возьмите блокнот и проведите сеанс саморефлексии, задавая себе вопросы о том, чего вы боитесь и почему.

Гордость

Гордость – это, по сути, глубокое удовольствие или удовлетворение, вытекающее из собственных достижений. Она может быть как наградой за успехи, так и препятствием для новых открытий.

Если вы хотите быть любознательным, то должны понимать: в этом процессе нет конечной точки, это на всю жизнь. Не позволяйте себе останавливаться на достигнутом и расслабляться. Ведь это глупо – отдыхать от любознательности, разве не так?

Невежество

Незнание обычно определяется как общее отсутствие знаний и осведомленности о предмете. А вот невежество гораздо опаснее. Это, скорее, непонимание того, что ты чего-то не знаешь.

Чтобы не попасть в эту ловушку, всегда учитывайте один важный момент: истина в любой момент может оказаться ложной. Безусловно, у вас должны быть принципы и убеждения, однако всегда проявляйте бдительность, наблюдайте за ними и время от времени подвергайте их сомнению.

Скука

Нам скучно в полностью изученном пространстве, где мы уже все знаем, у нас нет никаких вопросов, не осталось новой пищи для ума. Скука ограничивает возможности, тогда как увлеченность и любознательность позволяют открывать новые двери.

Можно сказать, что скука – это полная противоположность любознательности. А значит, вы должны ловить себя на этом состоянии ума и активно бороться с ним. Возможно, придется заставлять себя интересоваться миром, а не надеяться, что все пройдет само собой.

Помните, что для развития любознательности нужно прилагать определенные усилия. Если вам скучно, это не значит, что вы такой человек и ничего нельзя изменить. Это всего лишь состояние, из которого можно выйти за считанные секунды, если задать себе правильные вопросы, о которых мы говорили в статье.

Источник

4 причины, почему важно быть любознательными

Любознательность – это важная черта характера любого гения. Невозможно представить себе интеллектуального и одновременно нелюбознательного человека. Такие знаменитые люди, как Леонардо да Винчи, Никола Тесла, Гульельмо Маркони, были любознательными. Именно это помогло им достигнуть многого в своей жизни.

43

Почему важно быть любознательным?

1. Открываются новые реалии и возможности

Любознательный человек видит мир по-другому. Перед ним постоянно открываются новые реалии и возможности. Нелюбознательный человек тонет в рутине повседневной жизни и не видит света в конце тоннеля. Пытливость ума позволяет человеку ежедневно открывать новые миры, переступать через стереотипы, жить ярко и интересно.

2. Постоянная гимнастика для ума

Любознательные люди задают себе вопросы и ищут на них ответы. Их головной мозг «не вянет», а находится постоянно в тонусе. Из-за этого у любознательного человека никогда не будет проблем с памятью и с логикой.

3. Рождение новых идей

Ежедневно гениальные идеи гибнут в головах самых обычных людей. «Чепуха» — говорим мы себе. «Не выдумывай» — говорят нам окружающие. Благодаря любознательности из мимолетной идеи может появиться на свет новое научное открытие. Подумайте о тех временах, когда у людей не было ни телевизора, ни телефона, ни холодильника, ни антибиотиков. Все эти вещи появились на свет именно благодаря любознательности изобретателей.

4. Яркая и насыщенная жизнь

Любознательность можно сравнить с двигателем автомобиля. Чем мощнее мотор, тем быстрее мчится машина. Чем любознательнее человек, тем больше впечатлений от жизни он способен получить.

Поделитесь постом с друзьями!

Источник

Как и зачем поддерживать детскую любознательность?

s1200

Любознательность – это врожденное качество любого ребенка, которое позволяет ему активно познавать мир с самого рождения.

С возрастом наше стремление узнавать не только не отмирает, но и позволяет нам жить более насыщенной и счастливой жизнью. Учёные давно доказали, что люди, которых тянет к новым знаниям чувствуют себя счастливее и отличаются лучшим самочувствием. Именно поэтому перед родителями встаёт очень важная задача – поддерживать природное любопытство своих детей и не давать ему угаснуть в старшем возрасте.

Детский Монтессори центр «Созвездие» хорошо знаком с детским любопытством и спешит поделиться своими знаниями с родителями.

Любознательность – это ключ к пониманию мира

Любознательность является врожденным качеством любого ребенка, но проявляется по-разному в зависимости от возраста. Пока самые маленькие создают представления о простых предметах с помощью всех своих органов чувств, дети более старшего возраста активно используют знания старших и учатся самостоятельно добывать информацию о более сложных вещах и явлениях.

Первый год жизни

Уже на первых месяцах жизни малыши без затруднений замечают закономерности внешнего мира, настораживаются, если появляется что-то неожиданное или необычное. Именно эта чувствительность к порядку формирует первые осмысленные представления о мире, он перестаёт быть хаотичным набором ощущений.

Эпоха маленького урагана

К 18 месяцам дети достигают особого этапа развития, когда они особенно жадно поглощают любую новую информацию. Научившись ходить, движимые любопытством малыши становятся для дома настоящим ураганом: абсолютно всё нужно потрогать, исследовать на вкус и запах, проверить на прочность.

Дети устраивают бардак не со зла. Это их совершенно естественный способ познания того, что происходит вокруг. Без использования всех своих органов чувств крохи не могут создать целостные представления о предметах и явлениях, поэтому пока дома есть хоть что-то непонятное, оно буквально манит ребенка к себе.

Со временем больше и больше вещей становятся понятными для малыша. Он уже знает дорогу до детской площадки, что происходит в продуктовом магазине, зачем нужна мамина косметика и стоит ли тянуть кошку за хвост. Знания о вещах и событиях, которые непосредственно окружают ребенка, позволяют ему быть более самостоятельным и всё больше усложнять свои игры. День за днём багаж знаний ребенка растет, повседневные вещи уже не удивляют, поэтому интерес малыша переключается на более сложные вещи и явления, начинается эпоха бесконечных вопросов.

image

Эпоха почемучек

В возрасте 3-4 лет ребенок начинает задавать невероятное количество вопросов. Многое из того, что он мог изучить сам, уже изучено и внимание переключается на вещи, которые невозможно потрогать или укусить. Именно вопросы и ответы на них позволяют ребенку познакомиться с миром, которые недоступен глазу: что находится на краю неба, зачем кушать сидя, почему бабушка седая, зачем папа идёт на работу и многие другие вопросы, которые позволяют ребенку понять законы природы и принципы существования в обществе.

Вопросы – это следующий этап познания ребенком окружающего мира. Малыш уже знает многое о предметах и явлениях, но некоторые вещи совершенно невозможно понять самостоятельно. Именно в этот момент важно помогать детям находить ответы на самые разные вопросы и расширять их знания о мире.

Как поддерживать детское любопытство?

Все мы прекрасно знаем, что ребенку можно помогать развивать качества, которые не присущи ему с рождения: мы учим детей самоконтролю, внимательно относиться к другим и даже решать примеры по математике. Здесь работает простой закон – само по себе ничего не разовьется, чем больше внимания уделяешь этой стороне развития, тем лучше будет результат.

o parents of gay kids facebook

Любознательность – это уникальное качество, которое не нужно развивать, так как малыш уже рождается с ним. Однако, по многим причинам любопытство маленького человека может угасать, самым опасным этапом здесь становится дошкольный и школьный возраст. Как сохранить детскую любознательность и тягу к неизведанному? Как помочь детям стать настойчивее и успешнее на пути познания этого мира?

Родители могут поддерживать любопытство своих детей как минимум тремя способами: давать исчерпывающие ответы на их вопросы, быть примером для малыша и быть готовым докопаться до истины.

Давайте детям развернутые ответы

Малыши очень чувствительны к ответам, которые им дают родители, и настрою, с которым эти ответы даются. Если ответ удовлетворил малыша, ждите, что появятся новые вопросы, которые позволят ещё глубже понять суть предмета или явления. Если же ответ не был понят или был недостаточно полным, то ребенок будет задавать тот же вопрос снова и снова, но в какой-то момент малыш может просто перестать спрашивать, его любопытство угаснет.

Будьте примером для ребенка

И снова мы повторяем известное высказывание: «Не воспитывайте детей. Всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Интересуйтесь окружающим миром вместе, задавайте вопросы вслух, не забывайте о саморазвитии. Если у родителей нет времени удивляться этому миру, то и ребенок быстро утратит познавательный интерес.

Докопайтесь до истины вместе

Часто родители очень боятся, что в какой-то момент ребенок задаст вопрос, на который они не знают ответа. Многие мамы говорят, что не хотят показаться глупыми или несообразительными. Именно поэтому часто вместо того, чтобы честно сказать: «Я не знаю», мы говорим: «По качану и по капусте» или вспоминаем любопытную Варвару. Вы покажете гораздо лучший пример, если честно скажете, что не знаете ответа, но готовы помочь в поиске нужной информации. Ставьте вместе опыты, ищите факты в энциклопедиях, задавайте вопросы специалистам. Если вы будете честны и открыты со своими детьми, вас никогда не напугают их вопросы, какими бы сложными они ни были.

Так, когда ребенок задаёт вопрос «Почему тает лёд?», можно просто отмахнуться фразой: «Потому что температура снаружи выше, чем в холодильнике», а можно не только навести на идею о разнице температур, но и предложить проверить будет ли он таять одинаково быстро на блюдце, в руке и в горячей воде, подводя к идее о температуре плавления и стимулируя ребенка задавать ещё больше вопросов. А идеи безопасных экспериментов всегда можно подсмотреть в интернете:

Почему любознательность может угаснуть?

Зачастую взрослые сами того не замечая отбивают у ребенка страсть узнавать новое. Например, некоторые родители так хотят стимулировать самостоятельные рассуждения ребенка, что слишком часто отвечают вопросом на вопрос: «А как сам думаешь?». Иногда это и правда может помочь в развитии логического мышления, но можно и легко переусердствовать, отбив у ребенка желание спрашивать.

Пятилетняя Оля спрашивает бабушку, зачем загонять кур в курятник. На это она может ответить: «А почему, на твой взгляд, их надо закрывать?», а может дать подсказку: «Ночью их могут украсть собаки или лисы». Это не только удовлетворит любопытство девочки, но и может вызвать множество новых вопросов о диких и домашних хищниках. Также бабушка вслед за ответом может задать уже свой вопрос: «Как ты думаешь, почему лисы и собаки приходят за курами ночью?» или «Интересно, а можно ли как-то ещё защитить наших кур от хищников?». Так, ребенок не только получит ответ на изначальный вопрос, но и узнает что-то новое о животных и их повадках.

sunflower farm4 sunflower farm

Другой опасностью может быть сад и школа. Сама программа классического образования построена так, что вопросы чаще задаются детям, а информация подаётся по программе, без учета текущих интересов учеников. Индивидуальный подход в больших группах трудноосуществим: учитель должен передать всем ученикам требуемый объем информации и оценить степень усвоения материала. Такая обстановка особенно сильно влияет на детей, природная любознательность которых уже была снижена, при этом почти не отражается на детях, у которых ещё до школы была высокая познавательная мотивация и возможность находить ответы на свои вопросы. Они продолжают интересоваться вещами за рамками школьной программы и не теряют интереса к миру. Тем не менее, следует помнить, что личность педагогов и их возможности использовать различные подходы в преподавании имеют огромное значение в сохранении познавательной мотивации ребенка. Глупо ждать от школьника интереса к учебе, если учитель целый урок просто читает вслух учебник. А вот если педагог поддерживает интерес учеников к окружающему миру, то и с учебной мотивацией детей всё будет хорошо.

r

Выводы

Любознательность – это врожденное стремление ребенка познавать новое. Уже с первых месяцев жизни малыш учится связывать разные ощущения в целые предметы и события. Научившись ходить, он открывает для себя целый мир новых мест и предметов, которые обязательно стоит проверить на вкус и прочность. Со временем познавательный интерес малыша переключается на более сложные вещи, его словарный запас растёт, и наступает эпоха почемучек. Если родители не отмахиваются от бесконечных вопросов малыша и помогают ему узнавать новое, он всё больше и больше привыкает живо интересоваться окружающим миром.

Сад и школа могут снижать природную тягу к знаниям детей, так как они ориентированы на программу, а не на текущие интересы детей. В этом смысле совсем другого подхода придерживаются учреждения альтернативного образования, и в первую очередь система Монтессори. На занятиях по системе Монтессори у ребенка всегда есть свобода выбирать то, что ему интересно, а специально разработанные материалы и правильная работа педагогов позволяют ребенку удовлетворять свою тягу к неизведанному в максимально подходящей для этого обстановке. Именно благодаря такой организации занятий Монтессори-дети отличаются особым стремлением к знаниям, прекрасным логическим мышлением и самостоятельностью.

2148e528f86539d4215765654a389b86

Заключение

В детском Монтессори клубе «Созвездие» всегда с особым трепетом относятся к природной любознательности и индивидуальности детей. Педагоги нашего детского клуба никогда не заставляют детей делать то, что они не хотят, и всегда предлагают массу интересных и познавательных занятий и чутко реагируют на вопросы и просьбы малышей. В каждом клубе сети детских центров «Созвездие» можно подобрать индивидуальное расписание: от детского садика полного дня по системе Монтессори до отдельных получасовых и часовых творческих и развивающих занятий для детей от 8 месяцев до 7 лет. Мы всегда рады встрече с вами в наших Монтессори клубах «Созвездие»!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана

Источник

Почему люди любопытны — что говорит наука?

Любопытство, любознательность: можно ли его развить или это врожденное?

1595678827 324

Жажда знаний и любопытство является движущей силой человеческого развития и успеха во всех без исключения направлениях жизнедеятельности. Но безудержное любопытство, как известно, может стать причиной проблем: не суйте нос не в свои дела, говорит всем известная пословица.

Итак, вопрос: почему люди так любопытны? И есть ли у ученых объяснение этому феномену, например определение этого врожденного влечения к познанию мира? На этот вопрос отвечает Гранд Кэррин, научный журналист онлайн-издания livescience.com. С оригиналом статьи, которая объясняет основы психологической тяги людей к знаниям, можно ознакомиться здесь

Что касается определения, на самом деле данный тип комплексного поведения людей (в большей степени) и животных (в меньшей) настолько сложен и многообразен, что дать четкое определение данному феномену ученые не могут уже более ста лет.

Так, Уильям Джеймс, один из первых современных психологов, в 1899 году сформулировал любопытство как «импульс к лучшему познанию», подчеркнув, что это желание понять то, что вы знаете, а что — нет.

Иван Петрович Павлов, известный русский и советский ученый, создатель науки о высшей нервной деятельности, определял любопытство у собак как новый спонтанный стимул через рефлекс, который заставляет их сосредоточиться спонтанно на чем-то новом, что приходит в орбиту их исследований.

Несмотря на то что к консенсусу ученые так и не пришли до сих пор, общая теория такова: любопытство — это определенный способ сбора информации, присущий высшим формам жизни на Земле. Психологи также согласны с тем, что любопытство не связано с удовлетворением насущных потребностей, таких как голод или жажда, скорее это внутренне мотивированное желание.

Но только ли дело в мозговой деятельности, в желании?

1595678545 4

фото: tominsup / flickr.com

Удивительно, но ученые реально считают, что у людей есть определенный ген или, вернее, набор «генов любопытства». Инструменты взаимодействия их пока не изучены, но примерные рассуждения по этому поводу уже есть, как и их модели.

Вот что по этому поводу пишут исследователи на страницах livescience.com:

«Любопытство включает в себя такой большой набор поведений, что, вероятно, нет и не может быть одного „гена любопытства“, который заставлял бы людей задумываться о мире и исследовать окружающую среду. Тем не менее любопытство имеет генетический компонент. Гены и окружающая среда взаимодействуют многими сложными способами, чтобы формировать и направлять поведение людей, включая их любопытство».

Ученые действительно выявили изменения в конкретном типе гена, который чаще встречается у отдельных певчих птиц, которые особенно заинтересованы в изучении окружающей среды, согласно исследованию 2007 года, опубликованному в журнале Proceedings of the Royal Society B, Biological Science. У людей мутации в этом гене, известном как DRD4, были связаны со склонностью человека искать что-то новое и не уставать от жизни.

Поэтому, формально, можно сказать, что любопытство одних людей отчасти проистекает из их генетических особенностей и (возможно) может передаваться генетическим путем, то есть быть врожденным или даже приобретенным при должном и прилежном обучении. Повторимся, ученые пока знают лишь приблизительный механизм, и все свойства любопытства, а также важность его использования человеком и другими животными.

Кто любопытней всех на свете? Младенцы!

1595678416 1

фото: Henley Design Studio / unsplash.com

С другой стороны, младенцы, которым приходится много учиться за очень короткий промежуток времени, независимо от их генетических предрасположенностей, используют любопытство в качестве «инструмента для выполнения задач».

«Если ребенку не любопытно, то развития не происходит», — отмечает Кэтрин, преподаватель по развитию языка и коммуникации в Манчестерском университете (Великобритания).

Множество исследований любопытства младенцев и детей постарше показывали достаточно интересные результаты. Например, исследование 1964 года показало, что младенцы в возрасте от 2 до 6 месяцев стали менее заинтересованы в изучении сложных визуальных паттернов (объектов, вещей).

Через 20 лет исследование 1983 года показало, что младенцы в возрасте от 8 до 12 месяцев буквально тянутся к новым, неизвестным им вещам, но как только привыкнут к ним, объект становится для них не таким притягательным…

Интересно, что такая тенденция, называемая «перцептивной любознательностью» (обусловленной поиском информативной стимуляции), наблюдается не только у младенцев, но и у взрослых людей и животных. Этот механизм побуждает их исследовать новые вещи, пока они в конце концов не потеряют к ним интерес.

Как показывают эти исследования, младенцы делают это постоянно. Детский лепет является одним из примеров изучения.

Младенцы начинают повторять гласные в течение нескольких месяцев после рождения, но такое «лепетание» также демонстрирует применение перцептивного любопытства. Сначала ребенок начинает издавать анатомически возможные случайные звуки, достигая звука, близкого к звуку его родителей.

В конце концов дети наткнутся на такие звуки, которые наиболее приближены к голосу и тембру их родителей, и подумают: «Это похоже на то, что сделали бы мои мама или папа» и далее закрепят результат и разовьют его, повторяя и произнося звуки, а затем и слова снова и снова. И вот уже маленький человечек глаголет «мама» и «папа» и быстро обучается человеческой речи.

Одним из механизмов развития этого важнейшего навыка коммуникации, на базе которого была построена наша цивилизация, является именно любопытство.

Животные тоже любопытны, но всех любопытней ворона

1595678413 2

фото: Pixabay / pexels.com

Среди животных особенно выдающимся любопытством славятся вороны. Они используют это самое перцептивное любопытство в качестве инструмента обучения не хуже, чем младенцы человека. Считается, что именно любознательность и любопытство в изучении окружающей среды помогают воронам искать пути добычи еды крайне нестандартными способами, да и вообще, быть на голову выше многих обитателей города, в том числе хищников вроде кошек.

Видео взято с YouTube-канала «PLOS Media»

Любознательность — интеллектуальное (эпистемическое) любопытство

1595678399 3

фото: Kristi Evans / pexels.com

Но неужели любопытство «сидит» в нас на генном уровне и уровне рефлекса? Можно ли развить его в себе? Да, можно и даже нужно!

С другой стороны, что присуще исключительно людям и нет ни у какого другого вида существ на планете, — это так называемое «интеллектуальное (эпистемическое) любопытство».

По-научному это звучит следующим образом:

«Теория эпистемического любопытства (от греч. theoria — исследование и ерistemоlоgia — теория познания) — теория мотивации поведения. В соответствии с ней считается, что внутренняя познавательная потребность возрастает по мере увеличения „понятийного конфликта“, обусловленного противоречиями между „символическими реакциями“ (т. е. мыслями). Объективной мерой любопытства выступает энтропия. По своим физиологическим механизмам любопытство представляет собой активацию ретикулярной формации. Факторами, влияющими на любопытство, признаются: сильные внешние раздражители (прежде всего в аспекте новизны, сложности, неожиданности), внутренняя биологическая потребность, неуверенность. Наличие эпистемического любопытства увеличивает эффективность научения», — такое объяснение дал в 1954 году психолог Б. Берлайн.

Если упростить вышесказанное, то можно выделить следующее: эпистемическое любопытство — это стремление к познанию. Его выявляют с помощью вопросов о том, испытывает ли человек интерес к приобретению новых знаний и когнитивной обработке информации, связанных с новыми, сложными или неоднозначными стимулами. Им можно управлять вполне осознанно.

Остин Фуэнтес, профессор антропологии из Принстонского университета, говорит, что интеллектуальное любопытство — это то, что отделяет людей от других животных, делает из людей настоящих исследователей и развивает технологии…

Но с этим даром стоит обращаться очень осторожно. Иногда проверка новой идеи может привести к катастрофе. «Любопытство, вероятно, привело к вымиранию подавляющего большинства людей», — подытоживает Фуэнтес.

Итого:

Любопытство — это движитель прогресса цивилизации. Оно присуще и людям, и животным с рождения. Без него мы бы не смогли научиться ходить или говорить, а значит, и стать социальными животными. Но ученые выделяют несколько видов любопытства и любознательности, последнее из которого, эпистемическое любопытство, подразумевает возможность осмысленного изучения окружающего мира и его объектов.

Но люди должны знать меру в своем стремлении к изучению, поскольку… любопытной Варваре на базаре нос оторвали!

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Adblock
detector