люди не помнят хорошего

Содержание

Почему люди запоминают плохие события лучше, чем хорошие?

Человеческая память устроена так, что лучше всего мы запоминаем негативный опыт. Например, если в какой-нибудь день человека поругает начальство, а после этого он получит очень ценный подарок, с большей долей вероятности ему больше запомнится конфликт на работе. Вы и сами можете назвать много таких примеров из жизни — такое случалось с каждым и очень много раз. Ученые прекрасно знают об этом явлении, но до сих пор не могут дать ему научного доказательства. Недавно сделать это попыталась группа немецких и китайских ученых. Для этого им пришлось провести эксперимент с участием 64 добровольцев. Их разделили на две группы и поместили в разные условия — первая оказалась в стрессовой ситуации, а вторая в спокойной. Исследователи проверили, какой опыт люди запомнили лучше всего.

bad memories image one

Некоторые ученые уверены, что люди лучше всего запоминают плохое. Но почему память работает именно так?

Почему плохое запоминается лучше?

О проведенном эксперименте и его результатах было рассказано в научном журнале Current Biology. Как и говорилось в начале статьи, согласившиеся на участие 64 человека были разделены на две группы. В первой группе оказались 33 добровольца, которым было проведено собеседование в стрессовой форме — судя по всему, речь идет о повышенном тоне или неудобных вопросах. Вторая группа из 31 человека прошла более спокойное собеседование.

bad memories image two

Лучше всего люди запоминают опыт, вызывающий положительные эмоции. Или наоборот?

В ходе эксперимента участникам показывались 24 разных предмета вроде чашки кофе, часов, маркера и так далее. Ученые хотели выяснить, в какой ситуации память людей работает лучше — в стрессовой или спокойной. Также им было интересно, какая область мозга у них активна, поэтому все добровольцы проходили через МРТ-сканирование. Особое внимание исследователи уделили миндалевидному телу и гиппокампу. Первая область отвечает за формирование эмоций, особенно страха. Вторая область тоже играет большую роль в формировании эмоций, но при этом также участвует в запоминании информации.

bad memories image three

Расположение миндалевидного тела

Изучив результаты эксперимента ученые пришли к выводу, что оказавшиеся в стрессовой ситуации люди запомнили показанные предметы гораздо лучше, чем добровольцы из второй группы. По мнению авторов научной работы, механизмы запоминания плохих и хороших событий работают одинаково. Только вот во время стресса память работает гораздо лучше, потому что человек испытывает сильную эмоцию — страх. Эта эмоция будто бы тесно связывается, ассоциируется с жизненным опытом, поэтому он лучше запоминается. Если бы хорошее жизненное событие каким-то образом вызвало у человека страх (такое вряд ли возможно), оно бы тоже надолго запомнилось.

bad memories image four

Стоит признать, выводу ученых звучат не совсем убедительно. К результатам исследования и к самому эксперименту есть много поводов придраться. Первое, что лезет в голову — почему в одной группе оказалось больше участников, чем в другой? Ведь это явно может ухудшить точность выводов. Однако, авторы научной работы отметили, что это далеко не конечные результаты. Они намерены провести еще больше исследований и узнать о механизме запоминания плохих событий больше информации. Есть надежда, что полученные знания помогут психотерапевтам быстрее вылечивать пациентов от последствий стресса и забыть травмирующие воспоминания.

Может, люди лучше запоминают хорошее?

Что особенно забавно, некоторые ученые уверены, что люди лучше всего запоминают хорошие события. Такой информацией недавно делился мой коллега Андрей Жуков в этой статье. Исследователи из Женевского Университета провели эксперимент, в ходе которого добровольцы перед сном играли в две разные игры. В первой от игрока требовалось распознавать лица по фотографии, а во второй — найти выход из лабиринта. Каждый участник эксперимента выигрывал только в одной из игр. Спустя некоторое время эксперимент был проведен заново и ученые заметили, что люди лучше всего запомнили игру, в которой ранее одержали победу. Выигрыш вызывает положительные эмоции, из чего следует, что люди лучше всего запомнили событие, которое связано с радостью.

bad memories image five

Некоторые ученые считают, что люди все же лучше запоминают хорошее

Если вам интересны новости науки и техники, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Там вы найдете статьи, которые не были опубликованы на сайте!

Если взять во внимание обе научные работы, становится непонятно, на чьей стороне правда. С одной стороны, люди явно помнят плохие события лучше, чем хорошие. С другой стороны, связанные с положительными эмоциями события тоже отлично откладываются в памяти. А в какое утверждение больше всего верите вы? Может, у вас есть убедительные доказательства своей правоты, так что смело пишите свое мнение в комментариях.

Источник

Бурление образов в остановившемся времени. 9 историй о сверхпамяти и беспамятстве

Соломон Шерешевский запоминал всё, но ничего ни с чем не соотносил и поэтому был вынужден избегать любых лишних образов. Каждый из них мог отправить его в бесконечное путешествие по волнам прошлого! А пациенты психиатрических клиник с поврежденным гиппокампом порой теряют способность запоминать события, но могут, например, научиться танцевать и помнят все необходимые движения. Никита Отставнов — о мнемонических феноменах и о том, в каких случаях очень хорошая память может оказаться не даром, а бременем.

Изучение работы памяти занимает умы выдающихся когнитивистов на протяжении нескольких десятилетий. Многочисленные исследования позволили проникнуть в тайны формирования памяти на уровне нейронов и даже генов и заложили основы для профилактики и лечения целого ряда заболеваний.

Однако, пожалуй, наибольший вклад в понимание того, как работает эта когнитивная функция, внесли исследования с участием людей, имеющих выраженные особенности памяти. Науке известны десятки случаев, когда человек обладал феноменальной памятью, которой могли бы позавидовать компьютеры. В то же время уточнить нейроанатомию памяти помогло изучение ряда пациентов с амнезией. Сравнить особенности таких противоположных случаев — интереснейшая задача, позволяющая понять, насколько тонко устроен наш мозг и по каким принципам он организует память.

ПРЕДЫДУЩИЕ ТЕКСТЫ СЕРИИ:

Люди с безграничной памятью

Соломон Вениаминович Шерешевский: безграничность образов

Соломон Шерешевский — советский репортер, удивлявший коллег тем, что никогда ничего не записывал. Редактор газеты сперва самостоятельно попробовал разобраться в особенностях Шерешевского, но вскоре отправил того в психологическую лабораторию для исследования его фантастической памяти.

В лаборатории на тот момент работал Александр Романович Лурия, который потом на протяжении десятков лет исследовал Шерешевского и написал про него знаменитую «Маленькую книгу о большой памяти».

С этого момента жизнь Шерешевского изменилась. Он стал профессиональным мнемонистом и начал демонстрировать свой гений по всей стране. А Лурия, в свою очередь, проводил исследования его феноменальной памяти. Он предлагал мнемонисту запомнить таблицы наподобие той, что показана ниже. А затем просил воспроизвести ее элементы: все либо один определенный, находящийся в конкретном месте. Предлагал сделать это сразу, через некоторое время и даже через несколько лет.

Pamyat 2Источник: А. Р. Лурия, «Маленькая книжка о большой памяти»

Ученый выяснил, что запоминание у Шерешевского идет не совсем так, как у большинства людей. Он меньше использует логическое запоминание и больше опирается на эйдетическое, сенсорное.

К примеру, однажды исследователи предложили запомнить Шерешевскому таблицу, состоящую из последовательно организованных букв. Мнемонист с напряжением заучивал ее визуально, даже не заметив, что по большому счету можно было ничего не учить.

«Если бы мне даже дали просто алфавит, я бы не заметил этого и стал бы честно заучивать», − так прокомментировал это сам Шерешевский.

Вскоре обнаружилось, что при запоминании Шерешевский каждый тип информации переводит в сенсорный образ. Он мог слышать буквы, видеть звуки, каждая единица информации для него была целой сценой из стабильных ощущений. Голоса людей могли быть для него колючими, а звуки — представляться в образе разноцветных клубов пара. Такое явление называется синестезией — это феномен, при котором один тип сенсорного опыта активирует и другие. Подобным талантом обладали многие известные личности: Набоков, Кандинский, Римский-Корсаков.

В отличие от настоящих мнемонистов Шерешевский не учился искусственным приемам логического запоминания, но опирался именно на силу образа. Благодаря экспериментам, которые проводили с ним А. Лурия, Л. Выготский и А. Леонтьев, ученые убедились в том, что, по сути, перед ними пример человека с чрезвычайно развитой, но тем не менее примитивной формой памяти. Их исследования помогли понять, какой путь проходит память во время развития ребенка: этап механической памяти, эйдетической, логической (с большим влиянием речи), метапамяти.

В то же время гений Шерешевского создавал ему целый ряд проблем. В частности, у мнемониста были большие трудности с забыванием. Ему приходилось изобретать не мнемотехники, а летатехники: например, представлять всё, что он запомнил, на меловой доске и ментально стирать это тряпкой. К тому же сознание Шерешевского было перегружено ощущениями. Из-за этого ему приходилось уменьшать количество внешних стимулов, которые на него влияли. Например, он оборачивал ложку тканью, чтобы она не производила лишнего звука, из-за которого у него могли возникнуть тысячи образов. Помимо этого, у мнемониста были проблемы с запоминанием динамически меняющихся объектов, таких как человеческое лицо.

Наконец, как описывает А. Лурия, у Шерешевского была, по сути, стерта грань между миром его воображения и реальностью.

Мнемонист описывал такие случаи, когда просыпался утром и пытался понять, «почему „он“ не идет в школу». Он видел, как начинал идти в школу, а затем в его комнату заходил отец, спрашивая: «Так поздно, а ты еще не ушел в школу?!»

Пример Шерешевского демонстрирует, какие стадии проходит память в процессе развития. Он также показывает, насколько важным для запоминания является чувственный опыт. Сейчас принцип «интеграции ощущений» закладывается в любые занятия по мнемотехнике. Согласно ему, если вы хотите запомнить больше, включайте все органы чувств.

Великие счетчики

Грек Перикл Диаманди — еще один эйдетик. Однако, в отличие от Шерешевского, предпочитаемый способ запоминания у него был визуальный. Если бы вы попросили его запомнить цифры, то он бы их «видел перед собой». С одного взгляда он мог без напряжения повторить 40 цифр. Диаманди представлял запоминаемый материал прямо перед собой на уровне лба, словно стимулы были написаны на невидимом экране. Они могли оставаться там сколько угодно времени до тех пор, пока усилием воли знаменитый ментальный счетчик не убирал их.

Диаманди мог выполнить в уме любую математическую операцию, которая обычным людям была недоступна без вычислительных приборов. Такие таланты привлекли внимание ученых, в частности известного французского психолога Альфреда Бине.

Ученого потрясла не просто способность Диаманди помнить, но скорость, с которой тот производил вычисления: удерживая в памяти 50 цифр, он мог произвести необходимые вычисления в течение всего семи минут, а четырех минут ему было достаточно, чтобы перемножить пятизначные цифры. Но, чтобы такое исполнить, Диаманди необходимо было увидеть цифры. Если же ему их называли, он запоминал значительно дольше: сперва он мысленно пытался перевести звуки в образы и лишь после этого начинал их запоминать.

Большие наборы цифр Диаманди организовывал таким образом, чтобы они помещались в фокус мысленного взора. Помимо самих чисел он прекрасно запоминал их визуальные характеристики (цвет, положение и т. д.) — и мог легко назвать цифру на пересечении определенных столбца и строки в таблице.

Яков (Жак) Иноди — второй известный счетчик, которого изучал А. Бине. В отличие от Диаманди он опирался на аудиальное восприятие. В течение двух минут он мог перемножить шестизначные цифры, складывал числа с 20 цифрами, мог возводить четырехзначные цифры в квадрат, извлекать квадратные и кубические корни. И все эти операции он проделывал в голове. Много ли вы знаете людей, которые способны на такое?

Бине и его наставник Жан-Мартин Шарко описывали, что Иноди, воспроизводя цифры про себя, постоянно повторял их собственным голосом. Получалась своеобразная программируемая руминация, навязчивая мысль в голове, которая никак не хочет из нее уходить. Однако Иноди мог ей управлять.

У Иноди, как и у Диаманди, была собственная система подсчета, не похожая на общепринятую. К примеру, чтобы перемножить два числа, он разделял их на простейшие элементы и выполнял умножение между ними. Затем складывал результат и получал итоговый ответ. К примеру, для умножения 869 на 427 он складывал результаты умножения 800 на 400, 800 на 20 и 800 на 7, 60 на 400, 60 на 20 и 60 на 7, 9 на 400, 9 на 20 и 9 на 7. Судя по всему, такой способ подсчета был более эффективным, чем у Диаманди, так как в среднем Иноди вычислял в три-четыре раза быстрее. Очень жаль, что подобные приемы не часто упоминают в школьных программах — они способствуют развитию гибкого отношения к строгой математической науке. Как и в случае с Диаманди, если ученые показывали написанный математический пример, Иноди сперва переводил его в аудиальный образ — произносил. Лишь после этого он начинал вычислять. Забавно, что без учета аудиального запоминания его память была ниже среднего.

В одном исследовании ученые решили сравнить таланты Иноди и Диаманди и предложили им запомнить квадрат из 25 цифр (удобным для каждого из счетчиков способом). Иноди запомнил таблицу значительно быстрее, чем Диаманди. В то же время, как предсказывал А. Бине, он мог воспроизвести числа только в определенном порядке. В его голове числа хранились как одна аудиозапись на компьютере. Чтобы вспомнить определенное число (например, пятое от начала), необходимо было сперва мысленно воспроизвести эту запись и «промотать» воспоминание к нужному моменту. Диаманди, в свою очередь, видел перед глазами мысленную фотографию. Поэтому он значительно быстрее мог произнести цифры в обратном порядке, по часовой стрелке или назвать те, что располагались на определенной диагонали.

Pamyat 7Источник: The memory of two great mental calculators: Charcot and Binet’s neglected 1893 experiments — PubMed (nih.gov)

В ходе изучения феноменов Иноди и Диаманди получила подтверждение мысль Бине и Шарко о том, что память — это не единая целостная сущность. Она состоит из разных подвидов (зрительной, слуховой, тактильной и т. д.). И каждый из подвидов развивается самостоятельно. Таким образом, возможны случаи с чрезвычайно развитым одним видом памяти (назовем это гениальностью) и слаборазвитым другим.

Ученые убедились в том, что можно «переразвить» один вид памяти. Но, возможно, при гармоничном развитии всех ее типов результаты тестов на запоминание будут еще более удивительными? Позже эта мысль подтвердилась при изучении Готфрида Рюкле.

Изучение великих счетчиков имеет особую важность для школ и педагогов: такие люди показывают, что необходимо всесторонне развивать память, делать это равномерно, не забывая о разных форматах работы: лекциях (слуховая память), презентациях и компьютерных визуализациях (зрительная память). И более того, включать в урок командные и игровые типы работы (кинестетическая память).

Ким Пик — савант

Порой чрезвычайные способности памяти — это компенсация за недоразвитость. Так, синдром саванта дарит человечеству людей, которые когнитивно ограничены. Однако у них есть какая-то способность, развитая до уровня гениальности. Кто-то великолепно запоминает, кто-то виртуозно играет на пианино.

Подобные Киму Пику саванты давно привлекли внимание ученых, которые выяснили, что примерно один из 10 людей с аутизмом имеет данный синдром. В то же время ряд исследований показывает, что появление подобных симптомов возможно при определенных формах деменции, что оставляет надежду людям, подверженным этому заболеванию.

Так, в 1998 году Брюс Миллер продемонстрировал, что у некоторых пациентов c лобно-височной деменцией развивались удивительные художественные способности. Эти пациенты могли со скрупулезной точностью создавать копии мировых шедевров.

Видимо, мозг как-то понимает свою недоразвитость, чувствует, что у него нет возможности повлиять на равномерное развитие всех психических функций, и по этой причине начинает всю накопленную когнитивную энергию фокусировать на одном конкретном таланте.

Мэрилу Хеннер — эмоции и память

Мэрилу — актриса, сыгравшая в американском телесериале «Такси». Она обладает уникальной автобиографической памятью и может точно воспроизвести любое событие из своей жизни, назвав конкретный день и дату, когда оно произошло. Такой талант позволяет ей быть прекрасной актрисой: чтобы отыграть чувства своей героини, Мэрилу мысленно возвращается в эпизоды собственной жизни, когда испытывала те же эмоции.

Исследователь гиперпамяти (гипертимезии) Аврора Лепорт показала, что на самом деле такие люди тоже забывают, но значительно медленнее: через месяц они смогут воспроизвести примерно 50% информации о каком-то событии. Однако эти 50% — больше, чем помнил бы обычный человек, — будут храниться уже всю жизни.

Ученый Брендон Алли предполагает, что феноменальная автобиографическая память связана с эмоциями. Видимо, эмоциональные воспоминания лучше запечатлеваются в мозге, так как активируют дополнительные мозговые структуры, в частности миндалину. Таким образом, феномен Мэрилу свидетельствует, что для более прочного запоминания важны эмоции.

Люди, лишенные памяти

Пациент N. A.

N. A. служил в армии авиационным техником. Однажды сосед по комнате совершенно случайно ранил его шпагой. Ранение нарушило работу левой части лобной доли, из-за чего N. A. потерял сознание. В госпитале врачи обнаружили, что из-за травмы парализовало его правую сторону. Мозг общается с телом частично крест-накрест: нейроны левого полушария отчасти управляют правой половиной тела и наоборот.

Через некоторое время N. A. полностью восстановился, однако у него появились симптомы антероградной амнезии. Это такой тип амнезии, при котором человек теряет способность формировать долговременные воспоминания. Предположительно, болезнь возникла у пациента из-за того, что был задет таламус и правая передняя височная доля.

Интересно, что при этом уровень интеллекта не пострадал, сохранились языковые способности, мышление и восприятие. Сохранилась даже способность учиться новым моторным навыкам. Однако если N. A. учился танцевать (моторный навык), то был не в состоянии осознать это.

Пациент забывал, что делает, терял свои вещи, не помнил, кто посещал его в клинике, не помнил истории, которые ему рассказывают.

N. A. жил моментом — тем моментом, когда был техником в армии.

Пациент R. B.

Следствием ишемической болезни сердца для пациента R. B. явилась амнезия. Ее наличие и в этом случае никак не повлияло на уровень интеллекта и возможности рабочей памяти. Тем не менее R. B. разучился запоминать.

Исследование мозга R. B. позволило установить роль гиппокампа в процессе консолидации — перевода воспоминаний из кратковременной в долговременную память. У R. B. нейроны гиппокампа в обоих полушариях деградировали. При этом другие лимбические структуры (миндалина, таламус, базальные ядра) были в нормальном состоянии. Этот случай показывает, что для возникновения антероградной амнезии, когда теряется возможность запоминать, достаточно поражения лишь гиппокампа.

Пациент K. C.

К. С. попал в аварию на мотоцикле и в результате получил повреждения нескольких областей мозга, включая гиппокамп. Он сохранил способности читать, писать, играть в шахматы на том же уровне, что и до. Однако у него началась тяжелая амнезия: ретроградная, при которой он забыл всё, что с ним происходило раньше, и в антероградная.

К. С. помнил очень мало о самом себе, об эпизодах собственной жизни. Однако он помнил общую информацию о мире (семантическая информация): теории и факты, все концепции и правила.

Данный случай показал, что левая височная кора важна не только для формирования новых эпизодических воспоминаний, но и для того, чтобы их воспроизводить. Семантическая же информация менее зависима от этой зоны мозга. Помимо этого случай К. С. разрушил бытовавшую в то время теорию, что каждое воспоминание хранится в конкретной зоне мозга. На самом деле память разбросана по многочисленным нейронным сетям, поэтому «изъять» ее невозможно.

Пациент Г. М.

Самый известный нейрологический случай человека без памяти — это Генри Молисон. В молодости он страдал от тяжелой эпилепсии. Врач Уильям Сковилл решил облегчить страдания, удалив очаг эпилепсии: гиппокамп и прилежащие структуры. Но вы ведь уже знаете, какую роль играет гиппокамп для памяти? После операции Г. М. потерял способность формировать новые воспоминания, он всегда жил, считая, что ему 27 лет. Время словно остановилось для него.

Отсутствие гиппокампа привело к тому, что Г. М. не запоминал новых концепций и информации о себе, однако остались невредимыми кратковременная и процедурная память.

Если однажды психолог заходил к пациенту и здоровался с ним за руку, положив в ладонь острую кнопку, то в следующий раз Г. М. не пожимал руку в ответ. Хотя предыдущую встречу он не помнил.

Случай Г. М. доказал существование кратковременной и долговременной памяти, показал, что процедурная память и память на знания — разные вещи с точки зрения мозга и обрабатываются разными его отделами.

Все описанные в данной статье случаи стали громадным исследовательским материалом для ученых. Они помогли определить основы и установить принципы памяти, понять, как сделать ее сильнее, позволили найти зоны мозга, ответственные за формирование разного рода воспоминаний, а также помогли обнаружить типы памяти и их отличия друг от друга. Мы видим, что любое отклонение памяти от нормы оказывается в определенной степени патологическим. Таким образом, память — тонко настроенная психическая функция. Однако ее можно и нужно развивать.

Источник

ЗдоровьеЧеклист: 10 признаков того, что ваша память дала сбой

cgY2e7LHh1rba aXwgBnAg default

И почему часть таких процессов нормальна

Текст: Гаяна Демурина

В идеальном мире мы могли бы обходиться без записных книжек или телефона, полностью полагаясь на свою память, когда нужно запомнить дату, имя или что-то ещё столь же важное. Тем не менее забывать информацию — нормально: так мозг экономит силы для данных важнее. Иногда провалы в памяти заставляют начать беспокоиться о здоровье, ведь забывчивость — один из первых симптомов болезни Альцгеймера и других видов деменции. Этот чеклист из десяти пунктов поможет понять, когда ваша забывчивость — вариант нормы, а когда — предвестник серьёзной проблемы.

rdAnPoM4Kx ZbcNg8onCNg article

Раньше ваша память, кажется, была лучше

Процессы старения неизбежны, и память — одна из первых вещей, которая пострадает от возрастных изменений. Но то, что с возрастом мы хуже запоминаем и вспоминаем, ещё не говорит о серьёзной проблеме. При естественном возрастном снижении памяти разум и сознание при этом остаются неизменными. При деменции, к примеру, нарушения отражаются не только на работе оперативной памяти, но и на способностях писать, говорить, воспринимать информацию и концентрироваться на задании, то есть становится трудно выполнять простые действия.

Если когнитивные нарушения исключены, считается, что при условии умственных тренировок хорошей памятью можно обладать даже в старости. Более того, разные виды памяти достигают наибольшего потенциала в определённом возрасте. Например, в двадцать два года лучше всего даётся запоминание незнакомых названий, в тридцать два — новых лиц, а с пятидесяти лет — выучивается новая информация. То есть, если вы запоминаете числа или имена не так легко, как раньше, возможно, активность мозга просто направлена на что-то другое.

Вы не можете вспомнить слово, которое вертится на языке

Ситуации, когда нужное слово как будто провалилось и при этом оно совсем рядом, вертится на кончике языка, — обычное дело для каждого из нас, но они совсем необязательно связаны с возрастными изменениями и заболеваниями; судить по этому явлению о надвигающейся деменции точно не стоит. Скорее всего, через какое-то время (от пары минут до нескольких дней) забытое слово всплывёт само собой или вспомнится благодаря ассоциативному ряду.

Исследователи утверждают, что триггером для вспоминания могут быть другие слова, начинающиеся с той же буквы или совпадающие по количеству слогов с искомым. А билингвам, которые, кстати, чаще сталкиваются с подобной проблемой, в решении вопроса помогает эквивалент из второго языка. Но внешние стимулы не всегда наводят нас на нужное слово, и даже наоборот, могут мешать восстановлению памяти. Если оградить себя от отвлекающих факторов (звуковых и особенно визуальных), возможно, будет легче сконцентрироваться на том, что вы забыли.

У вас так много дел,
что вы забываете часть из них

Удержать всё в голове почти невозможно, особенно когда некоторые задачи приоритетны и требуют максимальной концентрации. Чтобы освободить место для новой информации, мозг стирает ненужные воспоминания, к которым мы редко обращаемся (например, если подумаем утром, что нужно зайти на обратном пути в химчистку, а потом ни разу за день об этом не вспомним). Неудивительно, что при завале на работе вы, скорее всего, забудете забрать вещи из химчистки — это просто не так важно, как подготовка презентации для горящего проекта.

Порой кроме физической загруженности на нас давит ещё и стресс. Исследования показали, что увеличение уровня кортизола (гормона стресса) коррелирует с ослаблением связей между нейронами в префронтальной коре головного мозга. Префронтальная кора связана с формированием оперативной памяти, поэтому под влиянием стресса мы плохо запоминаем и хуже удерживаем информацию. Решить проблему можно, если постараться меньше волноваться и не пренебрегать заслуженным отдыхом. К сожалению, хронический стресс может привести к тому, что синапсы (связи между нейронами) и вовсе будут разрушены, поэтому меры лучше принимать вовремя.

D1kx6YeCbPF4FG03QEQXrQ article

Вы плохо спите и плохо запоминаете

Недостаток сна тоже негативно сказывается на мыслительной деятельности. Дело в том, что пока мы спим, одна из задач мозга — обработать и удержать полученную за день информацию (исследователям удалось обнаружить, что переход в глубокую фазу сна способствует консолидации, когда информация из кратковременной памяти переходит в долгосрочную). Но как только что-то нарушает процесс, воспоминания уже сохраняются не так хорошо, и часть из них просто не откладывается в долгосрочной памяти.

Недостаток сна приводит к изменениям в гиппокампе — участке мозга, который как раз отвечает за консолидацию памяти, а также за внимание и способность к обучению. Если вы всё время что-то забываете, возможно, пора заняться гигиеной сна: ложиться пораньше и в одно и то же время, проветривать спальню, обзавестись тёмными шторами и прекратить брать с собой в постель гаджеты.

Вы не помните, как закрыли дверь или выключили утюг

Почти с каждым такое бывало: уже на подходе к офису или институту вдруг возникает лёгкая паника — вы не помните, закрыли ли кран или выключили ли плиту. На самом деле беспокоиться, скорее всего, не о чем — вы не помните об этих действиях только потому, что они доведены до автоматизма. Мы забываем о подобных операциях и неосознанно запускаем режим «автопилота» из-за того, что наш мозг экономит энергию.

Привычные действия неоднократно отработаны и хорошо нам знакомы, в процессе не появится новая информация: если вы выросли в России, то с большой вероятностью засунете шарф и шапку в рукав пальто, сдавая его в гардероб, даже не задумываясь. Поэтому мозг просто не растрачивается на работу участков, активирующих оперативную память, — лучше использовать её для запоминания новой информации.

Вы принимаете лекарства, ухудшающие память

Многие из перечисленных факторов касаются практически любого человека (все мы много работаем и недостаточно спим), и отследить, что именно стало причиной забывчивости, бывает не так уж просто. Но если вы принимаете препараты, компоненты которых могут ухудшить память, достаточно понаблюдать за своим состоянием после их отмены. Возможно, во всём виноваты именно лекарства, и тогда память восстановится уже через пару дней, ведь мозг постоянно создает новые нейронные связи.

Идеальный вариант — узнать о возможных побочных эффектах лекарства заранее и поинтересоваться у врача, нет ли щадящих аналогов. С осторожностью в этом плане стоит относиться к средствам, подавляющим тревогу, снижающим уровень холестерина, антидепрессантам, антигистаминным таблеткам первого поколения, снотворным и некоторым другим.

2nqaec4MU vUQZkrBROVxw article

Вы отключаетесь, выпив лишнего

Главный ужас похмелья для многих в том, что какой-то эпизод вечеринки безнадёжно забыт — ещё хуже, если вчерашние события стёрлись из памяти целиком. Такое бывает, если содержание алкоголя в крови резко повысилось, причём для частичного провала в памяти достаточно не такого уж большого количества спиртного. В этом случае, если усиленно вспоминать, как развивались события, их удаётся восстановить.

При полном отключении память покидает человека в определённый момент — а дальше наступает уже утреннее пробуждение. Такие провалы возникают из-за того, что алкоголь нарушает работу гиппокампа; от этого страдает эпизодическая память (которая, к примеру, хранит информацию о времени, месте и прочих вещах, связанных с мероприятием), а долгосрочные воспоминания не могут сформироваться. Чем больше алкоголя вы выпьете, тем сильнее он навредит памяти. Если вы регулярно теряете память из-за количества выпитого, скорее всего, нужно задуматься — только не о наступающей деменции, а о злоупотреблении алкоголем.

Вам помогает тренировка памяти

Чтобы укрепить слабеющую память, можно выполнять специальные упражнения, которые в целом улучшат работу мозга. Учёные пока не пришли к согласию в том, для всех ли эффективны такие упражнения, но отмечают, что они скорее работают, чем наоборот. Для болезни Альцгеймера или других видов деменции это станет лишь профилактикой, но не лечением, то есть заняться ими лучше заранее — а если упражнения не помогают концентрироваться и вспоминать, стоит обратиться к врачу.

Упражнения для укрепления памяти можно найти в интернете, но помогает и любое переключение с привычных задач, выполняемых на автомате, на новые. Можно решать кроссворды, собирать пазлы или помогать детям решать задачки по математике, не включая калькулятор. Учите иностранные языки и пользуйтесь ими: постоянное переключение с одного языка на другой помогает предотвратить или отсрочить наступление болезни Альцгеймера.

У ваших близких была ранняя деменция

Болезнь Альцгеймера, один из самых распространённых видов деменции, чаще всего развивается после 65 лет — но
в 9 % случаев деменция начинается в более молодом возрасте. К факторам риска относится в том числе семейный анамнез, то есть риск возрастает, если с болезнью Альцгеймера столкнулся кто-то из родителей или сиблингов. Если при такой семейной истории вы замечаете систематические провалы в памяти или, например, оказываетесь дезориентированы в пространстве и времени, то лучше обратиться к врачу без промедления. Кстати, постоянно угнетённое настроение или раздражительность тоже могут быть предвестниками деменции — не списывайте такие изменения у близкого человека на то, что с возрастом у него просто развился дурной характер.

Паниковать не стоит: если диагностировать болезнь на ранней стадии, то лечение будет куда эффективнее; исследователи постоянно работают над улучшением препаратов и стремятся устранить причины, которые вызывают заболевание. А вот если от лечения отказаться, болезнь Альцгеймера будет только прогрессировать. Она поражает и разрушает клетки головного мозга, мешая им передавать информацию друг другу, что и приводит к нарушениям речи, внимания, способности к решению задач и другим проблемам.

H4CCvvmvgQ5SKt0wSkDYzw article

У вас были физические травмы

Перебои с памятью могут возникать и из-за физического повреждения или сдавления головного мозга — в результате травм, операций и даже опухолей. Из-за травм или хирургического вмешательства может возникнуть посттравматическая амнезия, при которой страдает, как правило, краткосрочная память. Человек может терять мысль во время разговора или заблудиться в знакомом магазине (один из симптомов такой амнезии — желание бродить). Подобное состояние может продолжаться от нескольких минут до нескольких месяцев, в зависимости от масштаба повреждений. В большинстве случаев память постепенно восстанавливается, но лучше не пускать дело на самотёк и после серьёзного удара головой показаться врачу.

Серьёзные причины нарушений памяти — это проблемы, вызванные сдавлением тканей головного мозга, например, растущей опухолью или кровоизлиянием при инсульте. Но такие заболевания проявляются сразу несколькими признаками: помимо памяти нарушаются другие когнитивные функции (внимание, способность к суждению), а также речь и движение в разных отделах тела. В общем, если вы просто иногда забываете имена или лица, не стоит паниковать и бежать к онкологу — вполне возможно, вам нужно выспаться и съездить в отпуск.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Adblock
detector