люди по природе хороши

Человек от природы добрый или злой?

Учась у самого себя, кого назову я учителем? (Будда Гаутама)

Человек изначально хороший. Это значит, что исходная личность и исходные намерения человека по отношению к себе и другим – добро. Когда человек понимает, что совершает слишком много вредных поступков против своих динамик, он становится себе палачом. Это доказывает, что человек по своей природе хороший. Увидев, что натворил слишком много зла, он сознательно или бессознательно стремится восстановить свою этику, уничтожая самого себя, и делает это без чьей бы то ни было помощи. Вот почему преступник оставляет улики на месте преступления, вот почему у людей возникают страшные болезни или с ними происходят несчастные случаи, – и они даже умышленно сами «притягивают» их к себе.
Нарушая собственную этику, люди деградируют. И делают это сами, никто другой не делает это за них. Преступник, оставляя улики, делает это в надежде, что кто-нибудь придёт, остановит его и помешает продолжать вредить другим. Он в основе своей хороший и не хочет вредить людям; но, будучи не в состоянии остановить себя, он пытается восстановить этику через пребывание в тюрьме, где не сможет больше совершать преступлений.
Так же и человек, превращающий себя болезнью или несчастным случаем в инвалида, пытается восстановить свои этические нормы, сокращая свои возможности вредить другим, а иногда даже убирая себя из той среды, где наносил вред. Имея дурные намерения, когда человек «сознательно» порочен, он всё же испытывает желание остановить себя. Он стремится подавить их, и когда не может сделать этого прямо, делает это исподволь.
Зло, болезни и деградация идут рука об руку. Человек изначально хороший. Его намерения в основе своей добрые. Он не хочет делать зла ни себе, ни другим. Это можно доказать, и это было доказано неоднократно. Именно этот факт свидетельствует, что человек по своей сути хороший. На этом основано определение правильного и неправильного. Говоря об этике, мы говорим о правильном и неправильном. Мы говорим о добре и зле. Можно считать, что добро – это созидательное действие, способствующее выживанию. (Рон Хаббард, «Введение в саентологическую этику» )

в христианстве считается что добрый но если присмотреться к современным людям в это верится с трудом. есть такие люди в которых вообще нет добра которые никогда не станут добрыми. вобще добро и зло это крайности а большинство людей болтаются посредине между этих крайностей тяготея всё больше ко злу.

я не думаю что обстоятельства делают человека добрым или злым я считаю что всё зависит от личного выбора каждого человека.

вообще трудно найти абсолютно доброго или абсолютно злого человека.

Источник

Люди по природе своей больше хорошие или плохие?

ДЮМА (СЭИ)

1. БС – субъективное ощущение сенсорного мира (пространства, тела, объектов), процессы происходящие в сенсорном мире, сенсорные метафоры (4х-мерная: опыт, нормы, ситуация, время; базовая функция = сфера интересов)

2. ЧЭ – объективное описание характеристик субъекта при помощи его реакций на событие, или взаимодействий его с другими людьми. (3х-мерная: опыт, нормы, ситуация; творческая функция = инструмент)

3. БИ – субъективное видение процесса, личное восприятие течения времени, мировоззрение или позиция, то каким ты видишь мир, атмосфера, обобщения, абстрактные метафоры. (2х-мерная: опыт, нормы; ролевая функция = демонстрация)

4. ЧЛ – расположение объектов, изложение ситуации, фактов, действий без субъективной оценки, от причины к следствию, цепочное соединение мыслей) (1-мерная: опыт, болевая функция = игнор)

5. ЧИ – объективное описание свойств объекта, которых не видно, которые нельзя пощупать, которые нельзя измерить (сущность объекта, чем он может являться), направление развития ситуации, процесса. (1-мерная: опыт, суггестивная = кайф/боль)

6. БЛ – субъективное видение взаимосвязей между объектами. (от следствия к причине, или хаотичное соединение мыслей) (2х-мерная: опыт, нормы, активационная функция = оценка других и себя)

7. ЧС – объективное описание свойств объекта, и влияние этого объекта или влияние на этот объект (3-мерная: опыт, нормы, ситуация; ограничительная функция = наблюдение)

8. БЭ – субъективное отношение к объекту, вещам, новостям, ситуации, это информация о чувствах и взаимоотношениях.(4х-мерная: опыт, нормы, ситуация, время; фоновая функция = сфера жизни)

image002 image004 image006

Люди по природе своей больше хорошие или плохие?

«Хороший» человек должен быть покладистым и культурным, он не должен нарушать чужие границы и быть конфликтным. Очень показательной является практикуемая на западе современная «культура отмены». Когда человек лишается всех достижений из-за неаккуратного высказывания, неудачной шутки. Общество ополчается на человека, травит его в сети в ответ, видимо, подразумевая, что это уместное наказание. Но этого не бывает достаточно, обязательно с медийной личностью должны разорвать контракты, а простого человека уволить с работы. Такое же любят практиковать и у нас, например, когда увольняют учителя из школы за фото в купальнике на отдыхе на личной страничке социальной сети.

Мне бы хотелось задать вопрос людям, которые с такой легкостью судят других. Считают ли они себя хорошими? Правда ли они могут сказать о себе, что никогда не нарушали чужие границы каким-либо образом и никого не обидели? Стоит сразу заметить, что оскорбления, буллинг «провинившихся» не являются положительным качеством и равносильным наказанием. «Оскорбленные» только показывают свою слабость и низость, но пока у них есть поддержка друг друга им ничего не страшно.

Также и с понятиями «хороший» и «плохой». Есть вещи, которые большинство оценивают одинаково, но, когда появляются подробности, детали, личная информация, оценка может кардинально поменяться, а в обществе возникнет нерешаемый спор.

Если рассуждать с точки зрения реальности, в которой мы сейчас вынуждены жить, такие неоднозначные случаи должен решать суд. Впрочем, законы и правила, которыми руководствуется суд, основываются на том, что большая часть человечества должна выжить и существовать в комфорте, а также на принципе равноправия. Потому можно сказать, что и судебные законы это субъективная вещь.

И все же многие предпочитают обижаться, вводить себя в состояние стресса тогда, когда его можно избежать, проигнорировать. Выбирают унижение других людей, для того, чтобы самоутвердиться за их счет; обесценивание достижений, тех, кто неприятен и непонятен. В таких условиях люди легко могут оправдать свое токсичное поведение тем, что их когда-то «оскорбили» или совершенно другие люди «обижали» кого-то похожего на них века назад (что просто смешно).

Во время протестов Black lives matter в Америке был один показательный момент. Темнокожий парень ходил по городу и заставлял белых вставать перед ним на колени на камеру за «грехи» своих предков. Лично я считаю подобное унижением и своего достоинства и достоинства тех, перед тем, кому ты преклоняешься. В моих глазах подобное просто недопустимо – зачем преклонять колени перед совершенно незнакомым человеком? Зачем унижать себя за то, чего ты не делал? Это абсолютно противоречит понятию равенства – в здоровом обществе никто ни перед кем не должен преклонять колени. Но многие со мной будут категорически не согласны – подобным образом меньшинства хотят «восстановить справедливость». Правда будет ли результат таких действий восстановлением справедливости? Подобное лишь приведет к замкнутому кругу мести и насилия. Обиженный будет погонять обиженного, к чему мы все тогда придем?

Источник

6. 4. Человек по своей природе добр

6.4. ЧЕЛОВЕК ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ ДОБР
ДОБРО И ЗЛО ОТНОСЯТСЯ ДРУГ К ДРУГУ КАК НОРМА И ПАТОЛОГИЯ

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Б. Паскаль

Я убедился, что добра больше, в десять раз больше, чем зла…
Не только человек, каждое живое существо предпочитает мир войне.
Я. Корчак. Как любить детей, М., 1990. С. 212.

Существуют разные мнения относительно того, добр или зол человек по своей природе. Одни считают, что человек по природе добр, другие, что он зол, третьи — что он не добр и не зол.

Ф. Ницше, например, характеризовал человека как злое животное.

(См.: Ф. Ницше. Соч. в 2-х т.т. Т. 2, М., 1990. С. 421 (К генеалогии морали). Еще раньше Ницше такого мнения придерживался Гобино и А.Шопенгауэр с ним был согласен. «Гобино (Gobineau. Des races humaines \Человеческие расы — Л. Б.\), — писал он, — назвал человека l’animal mechant par excellence (злым животным по преимуществу), что не понравилось людям: они чувствовали себя обиженными. Но он был прав.»)

А Ж.-Ж. Руссо в “Рассуждении о неравенстве” [1754] утверждал, что “человек по натуре своей добр и только общество делает его плохим” — антитеза доктрине первородного греха и спасения в церкви.

Своеобразную позицию в этом вопросе занимал И. Кант. Вот что пишет А. Гулыга: «Кант начинает с размышлений о нравственной природе человека. Одни мудрецы убеждены, что человек безнадежно погряз во зле. Иные видят его по природе добрым, а злым лишь под влиянием обстоятельств. И те и другие — ригористы, категоричные в своих суждениях. Им противостоят индифферентисты, которые полагают, что человек по своей природе нейтрален — ни добр, ни зол, — и синкретисты, считающие его одновременно и добрым и злым. Кант в делах морали ригорист, но одновременно он. диалектик. Он и здесь пытается совместить, более того — столкнуть противоположности.
Человек, утверждает Кант, по природе зол. В нем заключена неизбывная склонность творить зло, которая выглядит как приобретенная, будучи, однако, изначально ему присущей. Вместе с тем человек обладает первоначальными задатками добра. Моральное воспитание в том и состоит, чтобы восстановить в правах добрые задатки, чтобы они одержали победу в борьбе с человеческой склонностью к злому.»( А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 208).

Еще одно распространенное мнение, повторенное в Вестнике Российского философского общества: “Человек по своей природе не добр и не зол”( Е. Лаврухина. — Вестник РФО, 1999, № 4. С. 94).

С моей точки зрения, ЧЕЛОВЕК ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ — Т. Е. ИЗНАЧАЛЬНО, СУЩНОСТНО — ДОБР. ЗЛОЙ ЧЕЛОВЕК — ЭТО АНОМАЛИЯ, ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛА, НРАВСТВЕННО БОЛЬНОЙ ЧЕЛОВЕК. Добро и зло относятся друг к другу как норма и патология, здоровье и болезнь. Добрый человек — нравственно здоровый. Злой человек — нравственно больной, нравственный урод, инвалид.

В правовой практике есть принцип, который опирается на указанное представление — это презумпция невиновности. Согласно презумпции человек считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана в законном порядке. Иными словами, согласно презумпции все граждане изначально, по определению считаются добропорядочными, т. е. соблюдающими определенный (добрый) порядок жизни и вследствие этого не нарушающими права, законов. Человек может быть признан виновным лишь по решению суда. Если бы человек по своей природе был зол или не зол и не добр, то презумпция невиновности не имела бы никакого морального оправдания.

Еще одно косвенное подтверждение того, что человек по своей природе добр, — это понятие и стоящее за ним явление «ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ». Никто не станет отрицать, что добросовестность — необходимое условие всякой профессиональной-творческой деятельности и вообще всякой жизнедеятельности, связанной с выполнением обязанностей-обязательств. Всё, что создано людьми на Земле, и они сами — результат их добросовестности. Теперь зададимся вопросом: добро в составе добросовестности — это просто для красного словца или нечто существенное для понятия и явления «добросовестность»? Ответ однозначен: без внутренней направленности на добро, на благо не может быть совестности, честности, честного выполнения обязанностей и обязательств.

Люди добросовестны не из-за страха наказания-осуждения, а из-за внутреннего сознания-понимания того, что от их деятельности зависит жизнь и судьба других людей, общества в целом. Конечно, в сознании необходимости выполнять обязательства-обязанности могут присутствовать и, скорее всего, присутствуют другие моменты-мотивы: желание заработать, получить моральное-материальное вознаграждение или боязнь наказания-осуждения. Это, однако, не отменяет того, что люди учатся, работают, растят детей потому, что они более или менее добросовестны.

Представим себе на минуту недобросовестного учащегося-студента, недобросовестного работника, недобросовестного родителя: мы увидим плохо выучившегося человека, халтурную работу, несчастных детей. Часто ли мы наблюдаем таких недобросовестных людей? Нет, конечно. Представьте себе, например, плохо выучившегося водителя автомобиля, машиниста поезда, капитана корабля, летчика. Жизнь была бы просто невозможна, если хотя бы люди таких профессий были плохими специалистами. Вывод: большинство людей добросовестны, а следовательно добры по своей сущности.

Можно и по-другому рассуждать. Добро — это бескорыстная помощь, бескорыстное благодеяние. Имеет ли место бескорыстие в добросовестной деятельности? Я убежден: элементы бескорыстия всегда присутствуют в такой деятельности. Подавляющее большинство людей работают, выполняют свои обязанности-обязательства не за страх, а за совесть. Они вкладывают в дело частичку своей души, своего сердца и это вкладывание ничем нельзя измерить и, соответственно, нельзя компенсировать никаким вознаграждением, ни материальным, ни моральным. Особенно это относится к творческим людям. Разве можно измерить то добро, которое делают ученые, изобретатели, инженеры, менеджеры, художники?

Создатель современной автомобильной промышленности Генри Форд стал миллиардером благодаря своей деятельности изобретателя и менеджера. Но разве можно измерить долларами сделанное им? Нет, конечно. Он принес человечеству неисчислимые блага. Благодаря ему и таким как он растет благосостояние человечества, оно поднимается выше духовно и материально, становится более свободным. Тот же автомобиль совершенно изменил ситуацию со свободой передвижения, поднял ее на качественно более высокую ступень. А что такое свобода передвижения — все знают. Это одно из величайших благ.

Некоторые судят о доброте капиталистов по их благотворительной деятельности. Чушь! Настоящая доброта капиталистов — в их основной деятельности, хозяйственной, коммерческой, управленческой. Я привел пример с Генри Фордом. Таких как Форд — тысячи и тысячи.

ТО ЖЕ Я МОГ БЫ СКАЗАТЬ О РОДИТЕЛЯХ, О МАТЕРЯХ И ОТЦАХ. ОНИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ДОБРЫЕ ЛЮДИ. Во всяком случае — подавляющее большинство их. Когда они заботятся о детях, то не потому только, что любят их. Любовь к детям и испытываемые в связи с ней положительные эмоции отнюдь не покрывают, не компенсируют всех родительских трудов и жертв. Да и надежды родителей на помощь детей в старости никак нельзя рассматривать как расчет по принципу «ты мне — я тебе» («ты мне в будущем — я тебе в настоящем»). Ведь надежда лишь указывает на возможность компенсации родительских трудов в будущем. Она не может служить реальным эквивалентом этой компенсации.

И со стороны мотивов родители вполне сознательно ведут себя как моральные, добрые существа. Утверждать, что они действуют исключительно в соответствии со своим родительским инстинктом, по животному, автоматически — это значит утверждать, что как родители они абсолютно инстинктивные существа, животные, автоматы, роботы. Конечно, это не так.

Иным трудно представить себе обычных, нормальных людей добрыми. У них — идеализированное представление о добре, доброте как о весьма редких поступках, качествах, связанных исключительно с актами самопожертвования, с героическим поведением, с подвигом. Глубокое заблуждение — так представлять добро, доброту.

Я вполне согласен с поэтом К. Н. Батюшковым, который в статье “О лучших свойствах сердца” убежденно говорил о том, что естественным для человека является добро, зло же – “насильственное состояние”.

А вот изречение Конфуция: «Люди по природе своей добры, но если человек не учится, природа его увядает». В этом изречении глубокая мысль: добро заложено в нас природой, но чтобы оно раскрылось, реализовалось, нужно учиться-трудиться (природа заложила в человеке доброе начало, но в то же время он должен учиться-трудиться, чтобы это его начало реализовалось).

НРАВСТВЕННОСТЬ РОДИЛАСЬ ВМЕСТЕ С ЧЕЛОВЕКОМ, НЕОТДЕЛИМА ОТ НЕГО. А она не может быть без доброты, без добрых поступков. Утверждать, что человек по своей природе не добр (и не зол) — все равно, что утверждать, что человек по своей природе ненравственен, не является нравственным существом.

НАЛИЧИЕ ЗЛА И ЗЛЫХ ЛЮДЕЙ В МИРЕ ВОВСЕ НЕ ПОДРЫВАЕТ ОСНОВЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОБРОНРАВИЯ. ЕСЛИ ЛЮДИ БОЛЕЮТ, ТО ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ОНИ НЕ ЗДОРОВЫ ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ.

Кстати, нравственность человека появилась не на пустом месте. Она, безусловно, имеет биологические корни. Американский биолог Э. Уотсон считает, что поведение всех живых существ от бактерии до человека основывается на одних и тех же принципах, что в жизни человека и животных множество схожих ритуалов, этических норм. В самом деле, у высших животных есть то, что можно было бы назвать пранравственностью. Ведь что такое нравственность по жизни? Это порядок в межчеловеческих отношениях, выражающийся, в частности, в правилах человеческого общежития, поведения человека в обществе. Подобный порядок жизни есть и у животных.

Попробуем порассуждать на тему: что может следовать из каждого тезиса («человек по своей природе добр, зол или не добр и не зол»)?

1. Если мы придерживаемся мнения, что человек по своей природе зол, то из этого могут следовать два варианта поведения, соответственные преступному и несчастному сознанию. Если я считаю, что человек по своей природе зол, то, следовательно, меня окружают в основном, в большинстве своем злые люди, т. е. люди, от которых следует ждать всяких неприятностей. Как я должен к ним относиться? Настороженно-бдительно, всё время ожидая от них какой-нибудь гадости, подлости. Налицо конфликтное сознание и конфликтное поведение. В этом случае вырабатывается преувеличенная реакция отстранения/отторжения/агрессии на поведение людей (как в случае аллергии, т. е. чрезмерной реакции иммунной системы на тот или иной внешний или внутренний раздражитель). Такую реакцию часто можно наблюдать в современных фильмах — прежде всего, триллерах, боевиках и т. п.

Если ты относишь себя к злому большинству, то у тебя вырабатывается аморальное сознание вплоть до агрессивного и преступного.

Если ты относишь себя к незлому (доброму) меньшинству, то у тебя вырабатывается сознание жертвы, несчастное сознание. Здесь могут быть разные варианты поведения: изоляционистское (человек бежит от людей, общества, на природу, в пустынь, в леса, в монастырь, в книги, в свой узкий семейный мир и т. п.), ноюще-раздражительное, вечно брюзжащее-недовольное жизнью, людьми, порядками в обществе и т. д., и т. п.
В том и другом случае человек настроен на волну конфликта, конфронтации, изоляционизма, постоянного недовольства или агрессии. У такого человека нет в душе гармонии или она искусственная, страусиная, вызванная уходом-бегством от людей, общества (как у страуса: прятанием головы в песок).

(Известный артист Донатас Банионис на вопрос «что же такой человек — порождение добра или зла?» ответил:
— «Живые живут только потому, что пожирают друг друга. Это парадокс. И только потому возможна наша жизнь. Человек тоже пожирает другого человека. Зачем так сделано? Загадка! Но это закон эволюции». (Журнал «Огонек», 43/2003. С. 44).
Что на это можно возразить? Жалко Баниониса. Нет у него гармонии в душе. Иначе он подумал бы о такой простой вещи: если бы взаимное пожирание было основным отношением между людьми, то они давно сгинули бы с лица Земли. Он не подумал также о таком фундаментальном явлении, как воспроизводство жизни из нее самой, порождение одних людей другими. Одни люди появляются на свет благодаря другим людям (родителям, воспитателям, педагогам). Где же тут пожирание одних другими?!)

«Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека» — говорил Л. Фейербах. Всякий человек должен иметь в виду: как он представляет мир, таков и он сам. Если он представляет мир полным зла, то он либо сам таков, либо близок к такому состоянию, либо пребывает в состоянии постоянной душевной дисгармонии (тревоги, беспокойства, недовольства).

(Всегда находились люди, которые таким образом представляли мир. Еще древнеримский писатель Гай Петроний вывел в своем романе «Сатирикон» подобных им «героев»: «Мир они заранее при¬нимают, как никуда не годный. Пессимизм насквозь проникает мировоззрение Энколпия. Когда ему везет, он говорит, что Судьба, это исчадие Ада, от него отверну¬лась. Фортуна играет нами как хочет; человек — ничто¬жен; дружба — лишь иллюзия; справедливости на зем¬ле не существует; все судьи — мздоимцы и лицемеры; нравственный человек есть аномалия и все его ненави¬дят; искусство — в презрении; все на свете — продаж¬но. Возмущаться тут, стало быть, незачем, а надо стараться устраиваться, как можно лучше». — Так характеризует действующих лиц «Сатирикона» Б. Н. Ярхо, редактор перевода романа Петрония «Сатирикон» на русский язык (издание 1924 г.).

2. Если мы придерживаемся мнения, что человек по природе своей не добр, не зол, то рано или поздно вырабатывается «скользкий» подход к людям, обществу: вроде бы с ними надо общаться, дружить, сотрудничать, иметь дела, но при этом «держать ухо востро», быть бдительным и т. д., и т. п. (по поговорке «доверяй, но проверяй»).

Из указанного подхода следует такое статистическое рассуждение: если ты считаешь, что человек по своей природе не добр и не зол, то, следовательно, встречающиеся на твоем пути люди равновероятно могут быть добрыми или злыми, т. е. баш на баш, половина на половину. Как ты должен относиться к людям, если ты считаешь, что, как минимум, от половины из них можно ожидать чего-то дурного? Больше недоверчиво, чем доверчиво; больше подозрительно, чем благодушно.

«Скользкое» поведение характерно своей неустойчивостью, непредсказуемостью, чревато срывами в сторону добра или зла, любви или агрессии. С человеком, обладающим «скользким» сознанием, трудно общаться, иметь дело. Сегодня он добрый, настроен благодушно, а завтра зол, недоверчив-подозрителен, агрессивен. Иными словами, такой человек постоянно балансирует на грани несчастного или аморального-преступного сознания. Он фактически лишен нравственного стержня, нравственных убеждений. А без убеждений человек подобен флюгеру: куда ветер подует туда и он.

3. Если мы будем придерживаться мнения, что человек по своей природе добр, то, соответственно, будем считать, что большинство людей — нормальные, добрые, порядочные и будем настроены на волну общения, сотрудничества, любви и приязни. Соответственно, будем относиться к людям (изначально, по определению) по-доброму, благожелательно и добросердечно. С таким отношением к людям в душе укрепляется-усиливается гармония, процветает гармоническое ощущение жизни, вырабатывается гуманистическое убеждение, которое можно выразить афоризмом: будем лучше думать о людях и они на самом деле станут лучше.

Когда ты встречаешь человека где-нибудь на улице, в незнакомом месте, общаешься с ним в связи с тем или иным делом, то заранее настроен на то, что перед тобой нормальный, порядочный, добрый человек, такой же как ты. В итоге создается непринужденная атмосфера доверия, взаимопонимания, согласия. Конечно, при таком подходе есть вероятность, что ты можешь нарваться на злого, дурного человека и обмануться в своем доверии, добром благорасположении. Но это лучше, чем если ты заранее будешь предполагать в партнере по общению злого-дурного человека и относиться к нему настороженно-подозрительно. Потому что наша жизнь протекает и дела делаются, как правило, в контакте-сотрудничестве с другими людьми и вечное недоверие-подозрительность только мешают нормальной жизни и делам. Вот почему в человеческом общении лучше ошибиться в сторону доверия, чем недоверия.

Когда ты убежден, что человек по своей природе добр, то и себя однозначно оцениваешь как доброго человека, т. е. относишь себя к доброму большинству человечества. Отсюда и стиль поведения: постоянная готовность делать добро, оказывать помощь людям, открытый и доброжелательный характер, искренность и честность, деликатность и такт.

Я не могу согласиться с Л. Толстым, который считал, что человек не должен считать себя хорошим, если он хочет быть лучше.

(«Главное дело жизни всякого человека, это то, чтобы становиться добрее и лучше. А как же можно становиться лучше, когда считаешь себя хорошим.» — Л.Н. Толстой. Смирение. М., 1911.
Еще он придумал афоризм, который льет воду на мельницу такой позиции: «Человек подобен дроби: в знаменателе — то, что он о себе думает, в числителе — то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». Чем хуже ты о себе думаешь, тем больше ты человек. Нелепая и опасная позиция.
К сожалению, Л. Толстой был не одинок в подобном самооплевывании. Американский психолог У. Джемс вывел почти такую же формулу. Согласно ей самоуважение человека можно представить в виде дроби, числитель которой составляют его реальные достижения, а знаменатель – его амбиции и притязания.)

Считать себя хорошим — это значит жить в согласии-гармонии с самим собой, в ладу со своей совестью, жить гармоничной жизнью. А если считаешь себя плохим, то это уже дисгармония, душевный разлад, раздвоенность сознания.

Считать себя хорошим и стремиться быть лучше — одно не исключает другое, как не исключают друг друга хорошая и отличная оценки в учебе. Ты хорошо учишься, но это не значит, что ты не можешь учиться еще лучше. На этот счет есть мудрая поговорка «лучшее — враг хорошего».

Далее, кто сказал, что позиция самоуничижения (я — нехороший, плохой) автоматически настраивает человека на волну самосовершенствования? Напротив, иные похваляются тем, что они плохие («Вот такое я ничтожество!») и, того хуже, оправдывают этим признанием свои дурные действия, свое нежелание бороться с собственными недостатками.

Психолог С. Степанов указывает еще на такой недостаток самоуничижения: «Минусы заниженной самооценки очевидны и бесспорны, и было бы неправильно призывать людей к самоунижению. Верно сказано: «Если вы сами невысоко себя цените, мир не предложит вам ни гроша больше». Человек, который сам себя не любит, тем самым невольно провоцирует аналогичное отношение окружающих.»

Толстовская позиция навеяна библейско-христианским представлением об изначальной испорченности, греховности человека. Некоторые представители интеллигенции иначе и не понимают несовершенство человека — только как его греховность. В одном документальном фильме об «Андрее Рублеве» А.А. Тарковского воспроизводятся такие слова кинорежиссера: «Дело не в том, что мир несовершенен и греховен. Важно понимать, что несовершенен и греховен сам человек.»

Во-первых, меня всегда удивляет, как это некоторые люди могут легко говорить что-то плохое о человечестве, о человеке как таковом. Они что, проводили социологические исследования или как бог всё знают и ведают? А может быть они просто совершают логическую ошибку поспешного обобщения (на основании фактов испорченности, порочности некоторых людей делают широкое обобщение относительно испорченности-порочности всего человечества)? Во-вторых, почему в человеке видят только несовершенство? Это какая-то зашоренность. Ведь, с другой стороны, человек по своему совершенен. Он может много делать такого, что не делает ни одно живое существо на Земле. А уж если говорить о биологии человека, то нельзя не поражаться слаженности и совершенству работы всех его органов. Правильнее говорить так: человек в чем-то совершенен и в чем-то несовершенен. Одностороннее представление о человеке только как несовершенном существе и ведет к представлению о его греховности, порочности и т. д., и т. п.
——————

Критикуя здесь одно из высказываний Л. Н. Толстого, я никоим образом не хочу принизить его значение как мыслителя. В доказательство приведу его замечательные рассуждения о добре и зле. Не соглашаясь с мнением Ж. Ж. Руссо о вредном влиянии наук и искусств на нравы, он писал:

«Первое возражение, которое я сделаю Руссо, будет состоять в вопросе — согласен ли он, что человек, пользующийся свободою, в состоянии сделать более добра и зла, чем человек, лишенной оной, и что люди вообще, разорвав связывающие их узы невежества, в состоянии сделать более добра и зла, чем люди, невежество которых ограничивает их свободу? Я уверен, что всякой рассудительной человек согласится, что чем менее развиты способности человека, тем более ограниченна его свобода и наоборот. Следовательно, чтобы решить этот вопрос, надо сперва решить вопросы, которые при этом рассуждении сами собою представляются нашему рассудку. Имеет ли человек наклонности врожденные? И ежели он имеет оные, то равносильны ли наклонности к добру и злу или одна из них первенствует? (…)

— Ежели врожденных наклонностей человек не имеет, то ясно, что добро и зло зависят от воспитания. Ежели же добро и зло зависят от воспитания, то ясно, что наука вообще и философия в особенности, на которую так нападает Руссо, не только не бесполезны, но даже необходимы, и не для одних Сократов, но для всех.

— Ежели же наклонности к добру и злу равносильны в душе человека, то чем менее будет свобода человека, тем менее будет его доброе и злое влияние и наоборот; следовательно, ежели предположить это верным, науки и художества не могут произвести никакой разницы в отношении между добром и злом.

— Ежели начало добра первенствует в душе человека, то с развитием искусств и художеств будет развиваться и начало добра и наоборот.

— Ежели же начало зла первенствует в душе человека, то только в этом случае мысль Руссо будет справедлива. И я уверен, что со всем своим красноречием, со всем своим искусством убеждать великий гражданин Женевы не решился бы доказывать такую утопию, всю нелепость которой надеюсь я доказать после.» (Л. Н. Толстой. Философические замечания на речи Ж. Ж. Руссо).

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Adblock
detector