маяковский хорошее отношение к лошадям проблема

Стихотворение и анализ «Хорошее отношение к лошадям»

штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

смех зазвенел и зазвякал:

голос свой не вмешивал в вой ему.

За каплищей каплища

плеща вылилась из меня

и расплылась в шелесте.

чего вы думаете, что вы сих плоше?

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь”.

и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя казалась пошла,

Краткое содержание

%D1%85%D0%BE%D1%80 %D0%BE%D1%82%D0%BD %D0%BA %D0%BB%D0%BE%D1%88

Н. Сверчков. Серый жеребец на рыси. 1894

Перед читателями разворачивается следующий сюжет: обессилев, лошадь неожиданно падает в центре оживлённой улицы. Это трагическое происшествие тут же собирает множество зевак, желающих повеселиться и вдоволь поиздеваться над несчастным животным. Многочисленные зеваки образуют безликую толпу, преисполненную пошлости. Посмеяться над упавшей лошадью – это радость для толпы. Насмехаются над животным не только зеваки, но и вся улица Кузнецкий мост. Мы видим, что никто не испытывает сострадания, не желает оказать помощь.

Лирический герой тоже становится свидетелем происшедшего, но ему искренне жаль животное: он видит, что в глазах лошади стоят слёзы. Герой понимает: упавшая лошадь – это живое существо, которое, подобно человеку, испытывает страдание и боль. Он – единственный человек среди всей толпы «зрителей», кто сумел увидеть в лошади человеческие черты.

Проанализировав увиденную картину, герой решает обратиться к животному со словами искреннего участия и одобрения. Он просит её максимально стойко отнестись к публичному «позору». Искренние слова героя дают положительные результаты: лошадь поднимается и спокойно идёт дальше. В финале произведения автор делает следующий важный вывод: несмотря ни на что, стоит жить и работать. А, значит, важно хорошо относиться не только к лошадям, но и ко всем людям.

История создания

Однажды поэт поделился со своей «вечной» возлюбленной Лилей Брик замыслом данного произведения. Маяковский понимал следующее: в разгар революционных событий миллионы людей заметно озлобились. Они живут, подчиняясь таким деструктивным чувствам, как страх, ненависть, взаимное неуважение.

Данное неутешительное понимание существующих реалий послужило тому, что у поэта, если цитировать его слова из письма к Лиле, появилось желание создать «что-то чрезвычайно чувственное про лошадь». Свой замысел Маяковский успешно реализовал в 1918 г. Этот год оказался для поэта особенно важным: он уже был признан литературными кругами, но при этом страдал от того, что никто его по-настоящему не понимал. Маяковский смог мастерски облачить собственное нестабильное эмоциональное состояние в своеобразный душевный крик («образ упавшей лошади»), обращённый к людям («образ зевак»). Вместе с тем, поэт подчеркивает намерение продолжить своё творчество: он уверен, однажды его сможет понять и принять хотя бы один человек.

Жанр, направление, размер

Перед нами нетипичное авторское лирическое произведение, которое воспринимается читателями отнюдь не лирическим из-за присутствующего в нём разговорного стиля. Стихотворение относится к литературному направлению «футуризм». Всем футуристам свойственно категоричное отрицание устоявшихся в поэзии прошлых лет ценностей, правил и стандартов.

Стихотворный размер – «лесенка». Это самый излюбленный поэтический размер Маяковского. Рифмовка неточная, благодаря которой автор смог создать нестандартную ситуацию с упавшей лошадью и максимально ёмкими образами.

Композиция

С композиционной точки зрения данное произведение представляет собой последовательно развивающийся рассказ, который начинается с момента падения лошади, а заканчивается тем, что животное встаёт и идёт дальше. Произведение следует рассматривать, как повествование, облачённое в стихотворение репортажного типа. Можно выделить следующий композиционный сюжет:

Образы и символы

Система образов, внутри которой автор выстроил лирический конфликт, представляет четыре стороны – упавшая лошадь, толпа, улица и романтический герой:

Темы и настроение

Основная тема произведения – жестокость, безынициативность и равнодушие общества. Мы видим, что романтический герой неожиданно для себя становится свидетелем падения старой, уставшей от работы лошади, и издевательств людей в отношении несчастного животного. Вместо оказания помощи «зеваки» лишь громко хохочут, показывая на лошадь пальцами.

Основная идея

Маяковский доносит до читателей ключевую мысль о том, что необходимо быть милосерднее, добрее не только к окружающим людям, но и к животным. Невзирая на то, что произведение обладает ярким революционным подстрочником, поэт проявляет в нём такие черты, как сострадательность, добросердечие и терпимость. Мы понимаем, обычных слов сочувствия со стороны лирического героя было бы недостаточно, чтобы животное встало и пошло. Прежде всего, лошадь повеселела от того, что вновь смогла ощутить себя ребёнком. Таким образом, по мнению Маяковского, следует действовать всем людям – проявлять заботу, доброту в отношении друг друга. Тогда любая жизненная «ноша» не покажется непосильно тяжёлой.

Средства выразительности

Маяковского следует воспринимать, как поэта новатора. С помощью разнообразных средств выразительности он демонстрирует читателям то, как сложно идти старой уставшей лошади, как больно ей падать на землю. Поэт использует следующие тропы:

Источник

«Хорошее отношение к лошадям»: анализ стихотворения

Автор: Guru · Опубликовано 16.08.2017 · Обновлено 08.10.2017

Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» было написано в 1918 году – период, когда творца уже признали, но еще не поняли. Именно это эмоциональное состояние вдохновило его на создание этого лирического крика непонятой души, которая все равно не сдается и хочет творить во благо людей.

В чем смысл стихотворения?

Поэт был завален работой, пытался помочь новой власти, но что бы он ни делал, все равно чувствовал себя изгоем общества, поэтому выразил свои переживания в образе ломовой клячи, над которой потешается толпа. Смысл произведения «Хорошее отношение к лошадям» в том, что ей тоже не хватало участия и поддержки, как и одинокому Маяковскому. Однако и автор, и лирическая героиня бескорыстно и самоотверженно трудятся ради людей, а те отвечают им грубым и несправедливым обращением. Но он, тем не менее, призывает лошадь не отчаиваться и идти дальше, чтобы помогать человечеству, хоть оно и не осознает величия этой жертвы.

Автор сравнивает себя с загнанной упавшей кобылой, ставшей предметом насмешек. Лирический герой говорит, что все люди похожи на это животное, оступаются и больно падают, но упав, не следует расстраиваться и все бросать. Надо продолжать бороться и жить, и даже лошадь в конце стихотворения собирает все свои силы встает и продолжает идти.

Жанр, размер и неологизмы

Автор пишет свой стих в разговорном стиле, поэтому жанр лирического стихотворения приобретает новые оттенки и смотрится по-другому. Поэзия Маяковского не схожа с традиционной лирикой даже в выбранном стихотворном размере – лесенка, а не общепринятый ямб или хорей. Поэтому можно сказать, что это произведение принадлежит к тонической системе стихосложения.

В своих произведениях автор часто использует такой прием, как неологизм – это новообразованные или недавно появившиеся слова. Например, в «Хорошем отношении к лошадям» это слова: клёшить, ржанула и т.д.

Благодаря таким художественным приемам как аллитерация и звукопись мы понимаем, насколько тяжело было идти лошади, как ей было больно падать.

Тематика и проблематика

Хорошо известно, что Маяковский был гуманистом и с большим рвением принял Октябрьскую революцию. Он возлагал на нее большие надежды и верил, что она поможет изменить общество. Основной темой стиха является любовь к простому животному, которое символизирует рабочий класс. Поэт с уважением относился к простым трудящимся и их работе.

Проблемы равнодушия и жесткости людей к боли того, кто упал и не может подняться, тоже затронуты поэтом. Те, ради кого трудится лошадь, не захотели даже помочь ей встать. Они смеялись над ее горем, так же, как когда-то буржуазия не принимала всерьез беды рабочих и крестьян.

Тема доброты показывает, что любому живому существу достаточно слова сочувствия, и тогда оно поднимется на ноги и начнет работать с удвоенной силой. Необходимо не проходить мимо чужого несчастья, а проявить внимание к тому, кому плохо.

Основная идея

Монолог лирического героя о схожести человека и лошади вызывает чувство грусти. Но, благодаря дружеской поддержке, кобыла пересиливает себя и все же поднимается. Не стоит сдаваться, считает автор, даже если тучи сгущаются и кажется, что никому не нужен и ты, и твой труд.

Хоть стихотворение и имеет яркий революционный подтекст, в нем автор, прежде всего, проявляет гуманизм и открывает свою добрую, сострадательную натуру. Основная мысль стихотворения заключается в том, что нельзя проходить мимо того, кто нуждается в помощи. Нужно хотя бы поддержать его в трудную минуту, ведь мы все похожи, никто не застрахован от жизненных неудач и роковых случайностей. Речь главного героя затрагивает сердца людей и помогает понять, что в жизни необходимы отзывчивость и чуткость к другим.

Источник

🐴 Хорошее отношение к лошадям

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» относится к ранней лирике Владимира Маяковского, когда поэт часто противопоставлял человеческое «Я» серости обывательской толпы. Автор описывает в стихе ситуацию с падением лошади, выражая своё недовольство безразличию и бессердечию толпы. За образом лошади поэт скрывает трудового человека, который не всегда получает должные лавры от общества, чей труд часто остаётся незамеченным.

Безразличие толпы

По сюжету стихотворения лошадь падает на скользкой городской улице, что сразу же привлекает к инциденту множество любопытных. Им абсолютно недоступно сострадание, падение животного ими воспринимается только как интересная и выходящая из ряда вон ситуация.

… и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились…

В толпе падение вызывает только смех, один лирический герой остаётся молчалив, потому что в сердце он сострадает лошадке. Герой подходит к ломовой кляче и видит, что у неё из глаз текут слёзы, она страдает, как человек. Он обращается к животному, пытаясь его утешить, сравнивая при этом лошадей и людей.

Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь.

Все мы немножко лошади

Это сравнение не рождается на пустом месте, толпа также безразлична к упавшей лошади, как к упавшему человеку. Далеко не каждый подаст руку, большинство будет смотреть на это, как на часть аттракциона жизни.

По сути, лошадка что-то везла, возможно, именно тому человеку, который сейчас смеётся над её падением. Точно также он посмеётся, если упадёт маляр, красивший его дом, или дворник, подметающий улицу. Для обывателя есть он и окружающий мир, который его обслуживает – лошади и люди в нём не имеют отличий!

Умение вставать

Из-за появления внимания или по причине природной стойкости лошадь встаёт перед смеющейся толпой и продолжает свой ход. Она дальше тянет груз для людей, чтобы жизнь их проходила легко и беззаботно. Придя в стойло она счастлива, как счастлив рабочий завода, который отработал свою смену и знает, что его труд принесёт кому-то пользу.

Между строк Маяковский учит вставать при любом падении, не важно сколько человек смеётся над вашей ситуацией, но не стоит лежать у них на глазах на потеху. Вставайте и идите, выполняйте свой долг и знайте, что жить и работать на благо других стоит!

При чтении стихотворения у автора анализа возникали некоторые ассоциации с есенинской «Песней о собаке», но по внутреннему наполнению – это разные стихи. Маяковский много пишет между строк, сравнивая лошадь и человека, Есенин только выражает жалось к собаке и презрение к устоявшимся деревенским традициям топить щенков.

Мораль стиха

Моралью стихотворения является необходимость всегда выполнять свой долг, не обращая внимания на внешние обстоятельства. Стих учит вставать при падении и сохранять после этого жажду к жизни и работе.

Краткий анализ

Написано стихотворение в 1918 году, когда многие не видели лирики в дыму революции. В это время умение подниматься после падения особенно важно человеку, иначе жизнь его быстро сломает, и он не сможет внести должного вклада в развитие нового общества.

Написан стих в размере стихотворной лесенки, имея при этом последовательно развивающуюся композицию – от падения лошади, до потехи над этим толпы и момента, когда лошадка встала.

Украшают строки средства художественной выразительности:

Стихотворение достаточно легко читается и запоминается, поможет в его более глубоком понимании чтение строк Вениамином Смеховым в конце анализа.

Текст

Били копыта. Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. —

Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала! —
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные.

Улица опрокинулась,
течет по-своему.
Подошел и вижу —
за каплищей каплища
по морде катится,
прячется в ше́рсти.

И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла́,
только
лошадь
рванулась,
встала на́ ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И все ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

Аудио от Смехова

Источник

Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского

analiz stihotvoreniya horoshee otnoshenie k loshadyam mayakovskogo 45879

Всего получено оценок: 179.

Всего получено оценок: 179.

Стихотворение Маяковского “Хорошее отношение к лошадям” является типичным образчиком ранней лирики поэта. В молодости его волновала тема противостояния человека и толпы, которой он посвящал много своих произведений. Краткий анализ “Хорошее отношение к лошадям” по плану рассматривает как раз такое стихотворение, его можно использовать как основу для урока литературы в 5 классе.

kuchmina nadegda 100

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Хорошее отношение к лошадям.

История создания – произведение написано в 1918 году, когда другие поэты, также захваченные вихрем революции, писали в основном о ней.

Тема стихотворения – любовь к самому обычному рабочему животному, которое символизирует собой простых людей.

Композиция – последовательно развивающийся рассказ от момента падения лошади до того, как она встала и продолжила свой путь.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – тонический – акцентный стих.

Эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребёнок”.

Метафоры“улица опрокинулась”, “смех зазвякал”, “тоска вылилась”.

Неологизмы“клешить”, “ржанула”.

История создания

О замысле этого произведения Маяковский писал Лиле Брик. Поэт остро ощущал, что в разгар революции люди озлобились, ими владеет страх, они не проявляют милосердия и даже простого внимания друг к другу. Именно в этого период, как говорит история создания “Хорошего отношения к лошадям”, у него и родился замысел “чего-то прочувствованного про лошадь”. Стихотворение, очевидно, было написано после мая: тогда Лиля Брик получила от поэта письмо, в котором он и излагал свою идею.

1918 год был важным и для самого Маяковского: он уже был признан в литературных кругах, но ощущал тоску от того, что его никто не понимает. Он перенёс своё эмоциональное состояние в стихотворную форму и создал своеобразный крик души, которая никак не может пробиться к людям. При этом поэт подчёркивает желание продолжать творить, надеясь когда-то быть понятым и принятым хотя бы одним человеком.

Это произведение затрагивает много проблем. Прежде всего это любовь к ломовой кляче, то есть простым трудящимся людям, которые работают на благо общества. И далеко не всегда это общество им так благодарно, как следует.

Тема равнодушия и жестокости, которая в то время очень волновала Маяковского, также становится предметом рассмотрения в этом стихотворении. Лирический герой становится свидетелем ситуации, когда бедная старая лошадь, утомившись от работы, падает, а люди вокруг, вместо того, чтобы помочь животному или хотя бы посочувствовать ему, только смеются и тыкают пальцами.

И вот тут поэтом высказывается главная мысль: надо быть добрее. Простых сочувственных слов лирического героя было достаточно для того, чтобы старая кляча не просто встала и пошла. Нет, она повеселела, почувствовала себя ребёнком и поняла, что все её усилия были не напрасны. Так же нужно поступать всём и во всеми: люди должны быть добры друг к другу, чтобы ноша жизни была для них не такой тяжёлой.

Композиция

Это облечённый в стихотворную форму рассказ, почти репортаж, сюжет которого развивается последовательно: лошадь падает – над ней потешаются – приходит лирический герой и подбадривает её – она счастлива, так что находит в себе силы встать.

Используя эти образы, Маяковский рассказывает и свою историю: в 1918 году поэт много работал, стараясь принести пользу новому, только формирующемуся советскому обществу, однако продолжал чувствовать себя изгоем. Как и лошадь, он в какой-то момент решил прекратить старания, но всё же продолжил работать для людей – в этом смысл стиха.

Это лирическое стихотворение, но, как и многие произведения Маяковского, оно имеет сюжет, поэтому воспринимается часто как рассказ. Знаменитая “лесенка” и тоническая система стихосложения также влияют на такое восприятие данного стихотворения. Также поэт применяет неточную рифму, которая помогает ему создавать необычные ситуации, образы, идеи.

Средства выразительности

Поэт использует разнообразные неологизмы, такие как “клешить”, “ржанула” и другие, а также аллитерации, передающие настроение. Так, он имитирует тяжелую поступь старой лошади с помощью таких слов, как “гриб, грабь, гроб, груб “.

С помощью этих художественных средств поэт показывает, как тяжело было идти лошади и как больно падать. В этих звуковых образах чувствуется и поступь времени: грабь, гроб, груб. Главную роль в данном случае играет звукопись.

Источник

какую проблему поднимает Маяковский в стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»

«Как часто в жизни человек нуждается в поддержке, хотя бы просто в добром слове. Как говорится, доброе слово и кошке приятно. Однако порой очень сложно найти взаимопонимание с окружающим миром. Именно этой теме – противостояния человека и толпы – были посвящены ранние стихи поэта-футуриста Владимира Маяковского.

Это произведение сразу же потрясает обилием аллитерации. В основе сюжета – падение старой лошади, вызвавшее не просто живое любопытство толпы, а даже смех окруживших место падения зевак. Поэтому аллитерация помогает услышать и цокот копыт старой клячи («Гриб. Грабь. Гроб. Груб.»), и звуки толпы, жаждущей зрелища («Смех зазвенел и зазвякал», «за зевакой зевака»).

Важно отметить, что звуки, имитирующие тяжелую поступь клячи, одновременно несут и смысловую окраску: особенно явственно воспринимается своеобразный призыв «Грабь» в сочетании со словами «гроб» и «груб». Точно так же звякающий смех зевак, «штаны пришедших Кузнецким клёшить», сливается в единый вой, напоминающий стаю волоков. Вот тут-то и появляется лирический герой, который «один голос свой не вмешивал в вой», герой, который посочувствовал лошади, не просто упавшей, а «грохнувшейся», потому что он увидел «глаза лошадиные».

За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…
Сочувствие в герое оказалось таким сильным, что он ощутил «какую-то общую звериную тоску». Вот эта всеобщность и позволяет ему заявить: «Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». Действительно, разве не бывали у каждого дни, когда неудачи преследовали одна за другой? Разве не хотелось бросить все и опустить руки? А кому-то руки даже на себя хотелось наложить.

Как помочь в такой ситуации? Поддержать, сказать слова утешения, сочувствия, что и делает герой. Конечно, произнося свои слова ободрения, он осознает, что «может быть, старая и не нуждалась в няньке», ведь не каждому приятно, когда есть свидетели его минутной слабости или неудачи. Однако слова героя подействовали чудесным образом: лошадь не просто «встала на ноги, ржанула и пошла». Она еще и хвостом помахивала («рыжий ребенок»!), потому что вновь ощутила себя жеребенком, полным сил и будто заново начинающим жить.

Поэтому и заканчивается стихотворение жизнеутверждающим выводом: «И стоило жить, и работать стоило». Теперь ясно, что название стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» воспринимается совсем по-другому: Маяковский, конечно, имел в виду хорошее отношение ко всем людям.

В 1918 году, когда вокруг царили страх, ненависть, всеобщее озлобление, только поэт мог ощутить дефицит внимания друг к другу, недостаток любви, нехватку сочувствия и милосердия. Недаром в письме к Лиле Брик в мае 1918 года он так определил замысел своего будущего произведения: «Стихов не пишу, хотя и хочется очень написать что-нибудь прочувственное про лошадь». «

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Adblock
detector