мгу огарева рейтинг среди вузов россии

Содержание

Общая информация о МГУ имени Н.П. Огарева

69
направлений подготовки
78
образовательных программ
1912
бюджетных мест
56.2
средневзвешенный проходной балл
1912
бюджетных мест
56.2
средневзвешенный проходной балл

МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА
Укрупненная группа 01.00.00

КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ
Укрупненная группа 02.00.00

ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ
Укрупненная группа 03.00.00

ХИМИЯ
Укрупненная группа 04.00.00

НАУКИ О ЗЕМЛЕ
Укрупненная группа 05.00.00

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Укрупненная группа 06.00.00

АРХИТЕКТУРА
Укрупненная группа 07.00.00

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА
Укрупненная группа 08.00.00

ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
Укрупненная группа 09.00.00

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Укрупненная группа 10.00.00

ЭЛЕКТРОНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СИСТЕМЫ СВЯЗИ
Укрупненная группа 11.00.00

ФОТОНИКА, ПРИБОРОСТРОЕНИЕ, ОПТИЧЕСКИЕ И БИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Укрупненная группа 12.00.00

ЭЛЕКТРО- И ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА
Укрупненная группа 13.00.00

МАШИНОСТРОЕНИЕ
Укрупненная группа 15.00.00

ХИМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Укрупненная группа 18.00.00

ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ
Укрупненная группа 19.00.00

ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО
Укрупненная группа 20.00.00

ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ, ГОРНОЕ ДЕЛО, НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО И ГЕОДЕЗИЯ
Укрупненная группа 21.00.00

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА
Укрупненная группа 23.00.00

УПРАВЛЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
Укрупненная группа 27.00.00

КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
Укрупненная группа 31.00.00

ФАРМАЦИЯ
Укрупненная группа 33.00.00

СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Укрупненная группа 35.00.00

ВЕТЕРИНАРИЯ И ЗООТЕХНИЯ
Укрупненная группа 36.00.00

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Укрупненная группа 37.00.00

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Укрупненная группа 38.00.00

СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
Укрупненная группа 39.00.00

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Укрупненная группа 40.00.00

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И РЕГИОНОВЕДЕНИЕ
Укрупненная группа 41.00.00

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО
Укрупненная группа 42.00.00

СЕРВИС И ТУРИЗМ
Укрупненная группа 43.00.00

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Укрупненная группа 44.00.00

ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Укрупненная группа 45.00.00

ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ
Укрупненная группа 46.00.00

ТЕОЛОГИЯ
Укрупненная группа 48.00.00

КУЛЬТУРОВЕДЕНИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ
Укрупненная группа 51.00.00

СЦЕНИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Укрупненная группа 52.00.00

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Укрупненная группа 53.00.00

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВ
Укрупненная группа 54.00.00

user
Аноним
eye 67124
user
Аноним
eye 67 124

Информационный портал для поступающих в российские вузы на программы бакалавриата и специалитета

Табитуриент: Типичный абитуриент
© 2012/2021 год.

Источник

Мгу огарева рейтинг среди вузов россии

photo

Востребованность у работодателей

Для оценки этого критерия Forbes Education провел опрос 100 лучших работодателей России и проанализировал, выпускники каких вузов устроились на работу в лучшие компании, а также получили повышение зарплаты и должности в 2020-2021 годах.

Кроме того, работодателей попросили перечислить вузы, чьих выпускников они стремятся нанимать в первую очередь, так как считают их наиболее подготовленными.

Наиболее востребованными у работодателей оказались вузы технической направленности. В числе университетов, чьих выпускников стремятся нанимать в первую очередь чаще всего упоминались ВШЭ (вуз упомянули 54% опрошенных работодателей), МГУ им. М.В.Ломоносова (49%), МГТУ им. Н.Э. Баумана (40%), МФТИ (37%), МИФИ (31%) и УрФУ им. Б.Н. Ельцина (31%). При этом рекордсменом по числу успешно трудоустроившихся выпускников оказалась Российская экономическая школа: в вузе обучается всего 413 студентов (для сравнения, в МГУ им. М.В. Ломоносова – 35 080), однако выпускники РЭШ оказались в штате значительного числа лучших компаний России.

20 самых востребованных вузов у работодателей:

Нетворкинг

5 самых востребованных российских вузов среди детей миллиардеров:

20 вузов с лучшим нетворкингом (по сумме баллов)

Качество образования

Качество образования в вузе оценивалось на основе данных мониторинга Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и учитывало такие параметры, как: соотношение числа преподавателей и студентов, зарплату профессорско-преподавательского состава, долю молодых преподавателей (до 40 лет) и международную деятельность вуза.

20 вузов с лучшим качеством образования

Международное признание

Существует три наиболее авторитетных мировых рейтинга вузов: шанхайский Academic Ranking of World Universities (ARWU), британские Quacquarelli Symonds (QS) и Times Higher Education (THE). Присутствие вуза в рейтингах говорит о его узнаваемости за пределами России. Forbes Education посчитал средние показатели каждого вуза по всем трем рейтингам и перевел результат в 10-балльную систему.

Источник

По версии ректора: Сергей Вдовин выбрал лучших и лучшее, самое ожидаемое и популярное в МГУ им. Огарева

Шесть рейтингов про специальности, преподавателей, студентов и события в университете

Как мы это сделали
День студента ака Татьянин день уже конечно прошел, но мы решили посвятить этому дню сразу несколько материалов. Сегодня по просьбе «Городских рейтингов» ректор МГУ им. Огарева Сергей Михайлович Вдовин составил шесть топов — о том, какие специальности чаще выбирают абитуриенты, а студентов каких специальностей чаще ждут работодатели, каких преподавателей и студентов можно считать самыми титулованными, какие события наиболее ожидаемы в этом году и какие фильмы Сергей Вдовин советует посмотреть всем.

Топ-5 самых востребованных специальностей (направлений подготовки) у абитуриентов

specialnosty studentov

Топ-5 самых востребованных специальностей (направлений подготовки) среди работодателей

Стало интересно, вдруг топ популярных специальностей среди абитуриентов и среди работодателей будет отличаться. Смотрите что получилось!

specialnosty rabotodately

Топ-5 самых титулованных студентов, которые учатся в университете прямо сейчас

studenty

Ксения Громова
Студентка 4 курса Ксения Громова учится лингвистике на факультете иностранных языков, при этом не забывает и про внеучебную деятельность. Пару лет назад Громова завоевала II место в номинации «Народный вокал» на фестивале «Российская студенческая весна». Талантливый человек талантлив во всем.

Эльвира Агишева
Эльвира Агишева учится на 3 курсе медицинского факультета. В 2020 году она стала студенткой года в МГУ им. Огарева по естественно-научному направлению, а в 2021 году вошла в топ-5 самых титулованных студентов по версии ректора. Так держать!

Павел Зубков
Павел Зубков точно также стал студентом года в 2020, только по инженерному направлению и также попал в топ ректора. А 25 января в День студентов Зубков вошел в тройку студентов-огаревцев, которые стали участниками онлайн-беседы с президентом РФ Владимиром Путиным. Сейчас Павел учится на 2 курсе магистратуры по направлению «Электроэнергетика и электротехника».

Валентина Русяева
Валентина Русяева стала той самой студенткой, что задала вопрос от лица огаревцев президенту РФ в ходе онлайн-беседы. Русяева учится на 4 курсе факультета биотехнологии и биологии, серьезно занимается научной деятельностью в университете, является победителем различных конкурсов, руководит студенческим научным сообществом Biorise. С этим и был связан вопрос Владимиру Путину, ее интересовала возможность поддержки студенческих научных объединений.

putin

Алина Таратынова
Алина Таратынова учится на 2 курсе магистратуры по направлению «Физика». В 2019 году Алина стала первой обладательницей сертификата на получение стипендии имени академика Е.М. Дианова, в 2020 выиграла грант на поддержку медицинских работников, а в 2021 также вошла в группу огаревцев, которые стали участниками онлайн-беседы с президентом.

Топ-5 лучших преподавателей (профессоров) университета

prepodavateli

Осьмухина Ольга Юрьевна
Ольга Юрьевна — доктор филологических наук и профессор. Из последних значимых наград можно отметить «Профессор года-2018» (МГУ им. Н.П. Огарева), «Медиаличность года-2018» (МГУ им. Н.П. Огарева) и заслуженный деятель науки Республики Мордовия (2019), и это не считая различных благодарностей, грамот и премий в области русской и зарубежной литературы.

Кормишкина Людмила Александровна
Людмила Александровна — преподаватель, заведующая кафедрой теоретической экономики и экономической безопасности, доктор экономических наук и профессор. В 2013 году она стала «Профессором года», а в 2017 лауреатом премии Главы Республики Мордовия. Кроме того Людмила Кормишкина активно участвует в исследовательских проектах и грантах.

Рябочкина Полина Анатольевна
Доктор физико-математических наук и профессор Полина Анатольевна Рябочкина также является научным руководителем лаборатории оптической спектроскопии лазерных материалов и руководителем НОЦ «Физика современных твердотельных и волоконных лазеров». На данный момент Полина Анатольевна подготовила 8 кандидатов наук и получила 8 патентов на изобретения. Ученье — свет, особенно с такими преподавателями.

Ревин Виктор Васильевич
Виктор Васильевич опубликовал более 600 научных и учебно-методических работ, в том числе 21 учебное пособие, 5 учебников, 4 монографии и 44 технологических патента. Доктор биологических наук и профессор Виктор Ревин кроме того занимает должности председателя Мордовского отделения Всероссийского общества биотехнологов, члена президиума УМО ГУ России по биологическому образованию, члена научно-технического совета при правительстве РМ и председателя Мордовского отделения Всероссийского общества биотехнологов.

Балыкова Лариса Александровна
Лариса Александровна — директор Медицинского института, заведующая кафедрой педиатрии, является членом-корреспондентом Российской академии наук. Неоднократно награждалась грамотами министерства здравоохранения РМ и Мордовского госуниверситета, дипломами министерства образования РФ за научное руководство студенческими работами (ист.). Кроме того Лариса Александровна — врач высшей категории и председатель республиканского отделения союза педиатров России.

Топ-5 самых ожидаемых событий в жизни университета в 2021 году

sobytia

Открытие «Точки кипения»
Уже в апреле 2021 года в университете откроется так называемое пространство коллективной работы «Точка кипения», где будут встречаться и развиваться лидеры проектов в сфере инноваций, бизнеса, промышленности и социального предпринимательства. Во многих крупных городах уже открылась своя «точка», теперь прогресс дошел и до нас.

Первый выпуск Лицея МГУ им. Н.П. Огарева
В 2019 году на базе МГУ им. Огарева открылся лицей, главными направлениями обучения которого стали «Информатика. Математика» и «Физика. Химия». В тот год в лицей поступило 48 человек. В июне 2021 года эти лицеисты станут первыми выпускниками нового образовательного учреждения.

XVII Международная Бахтинская конференция «Идеи Михаила Бахтина и вызовы XXI столетия: от диалогического воображения к полифоническому мышлению»
Куда без научных событий. В июле этого года в университете пройдет международная конференция. Проще говоря, будут обсуждать научное, общественное и культурное значения творческого наследия Михаила Бахтина, в честь 125-летия со дня его рождения.

90-летие МГУ им. Н.П. Огарева
1 октября университету исполнится 90 лет. Солидной дате — солидное празднование!

Всероссийская научно-практическая конференция VIII Сухаревские чтения «Социология региона: методология и практика», посвященная 90-летию А.И. Сухарева
Тоже в октябре и тоже по поводу 90-летия профессора и бывшего ректора МГУ Александра Ивановича Сухарева, в университете пройдет научно-практическая конференция, посвященная социологии региона. 2021 год — однозначно время юбилеев и знаковых событий!

Топ-5 фильмов по рекомендациям Сергея Михайловича Вдовина

Напоследок оставили самое занятное. Когда как не сейчас смотреть хорошее кино. Пятерку любимых фильмов советует ректор МГУ им. Огарева.

sud nadsemerkoiСовсем свежий фильм режиссера Аарона Соркина про чикагскую демонстрацию против войны во Вьетнаме, которая вылилась в стычки с полицией. История про семерых участников демонстрации, которые предстают перед судом — как никогда актуальна.

otelРейф Файнс, Сирша Ронан, Эдриан Броуди, Уиллем Дефо, Эдвард Нортон — все эти и другие прекрасные люди собрались в актерском составе уже культового кино Уэса Андерсона, чтобы рассказать историю увлекательных приключений в «Отеле Гранд Будапешт».

kin dza dzaТо самое чувство, когда пошел за хлебом и макаронами, а попал в межгалактическое путешествие. Старая добрая советская киноклассика с годами становится только привлекательнее.

Bolshaya peremenaМини-сериал режиссера Алексея Коренева про будни классного руководителя 9-го «А» входит в топ-100 лучших сериалов по версии читателей «Кинопоиска». Чем не повод посвятить свободный вечер заботам школьников!

leviafanГромкая драма громкого российского режиссера в 2015 году получила «Золотой глобус» как «Лучший фильм на иностранном языке» и номинацию на премию «Оскар» — все же помнят? Важный фильм о стране, в которой мы живем.

Сегодня топы вышли такими, но уже завтра все может измениться.

Источник

Мордовский государственный университет

Мордовский государственный университет
( МГУ имени Н. П. Огарева )
Год основания 1 октября 1931
Ректор Николай Петрович Макаркин
Расположение Саранск
Юридический адрес Российская Федерация, Республика Мордовия, Саранск, 430005,
ул. Большевистская, 68
Сайт http://www.mrsu.ru

Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва — крупнейший центр высшего образования, науки и культуры Республики Мордовия, один из ведущих университетов Поволжья. Обучение ведётся по 89 специальностям на 11 факультетах и в 7 институтах. Имеется также 33 направления бакалавриата и 12 магистерских программ.

В состав Мордовского университета входят: 3 общеуниверситетские кафедры, 7 научно-исследовательских институтов, 16 научно-исследовательских лабораторий, 3 научно-производственных центра, докторантура и аспирантура, 14 диссертационных советов по присуждению ученых степеней кандидата и доктора наук.

На базе университета действуют: Республиканский научно-технологический парк, Республиканский межотраслевой центр науки и образования, Республиканский центр новых информационных технологий, Региональный Межотраслевой Центр повышения квалификации и переподготовки кадров.

Функционирует Региональный учебный округ, объединяющий 80 различных учебных заведений и учреждений Республики Мордовия, Республиканская многопрофильная академическая гимназия и Естественно-технический лицей.

Содержание

Учебный процесс

История университета

Мордовский государственный педагогический институт имени А. И. Полежаева

Мордовский ордена Дружбы народов государственный университет имени Н. П. Огарёва

450px morgu2

130px orden drugby narodov

330px morgu

Вуз занял 23-е место в рейтинге Министерства образования РФ среди классических университетов.

В 2003 году среди 86 классических университетов страны Мордовский университет занял 23-е место.

Создано структурное подразделение Российской академии наук – представительство Отделения общественных наук РАН.

Университетская площадь — площадь города Саранска, названная так в честь Мордовского университета имени Н. П. Огарёва решением исполкома Саранского горсовета от 6 мая 1972 года. Площадь соединяет университет с Республиканской библиотекой имени А. С. Пушкина. Это старейшее культурное учреждение Саранска основано в 1899 году в ознаменование столетия со дня рождения поэта. Об этом напоминает мемориальная доска у входа в здание.

Михаил Михайлович Бахтин и Мордовский университет

212px bakhtin

Выдающийся русский-советский филолог, философ и историк культуры Михаил Михайлович Бахтин (1895—1975) в разное время жил в Саранске и занимался научно-преподавательской деятельностью в стенах Мордовского университета:

Ректора Мордовского университета

Материально-техническая база Мордовского университета

Международные связи

Мордовский университет осуществляет международные связи в следующих направлениях:

Источник

Мгу огарева рейтинг среди вузов россии

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»

Рейтинг лучших вузов России RAEX-100, 2021 год

stock photo books

Резюме

Десятый ежегодный рейтинг лучших вузов России RAEX-100 зафиксировал «пробуксовку» показателей международной интеграции и снижение заработка вузов от дополнительных программ. Впрочем, падение могло бы быть и большим, но на выручку вузам пришли онлайн-технологии. Из всех типов вузов наилучшую динамику в рейтинге 2021 года продемонстрировали медицинские и педагогические университеты, развитие которых провозглашено одним из ключевых приоритетов российского образования.

Рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) выпустило юбилейный, десятый рейтинг вузов России. Пять лидеров рейтинга сохранили свои позиции: как и годом ранее, возглавил список МГУ им. М.В. Ломоносова, далее следуют МФТИ, НИЯУ МИФИ, СПбГУ и НИУ ВШЭ. МГУ показал высший результат по всем трем группам критериев рейтинга (качество образования, востребованность выпускников работодателями и научная деятельность). У ближайших преследователей Московского университета разные драйверы успеха. НИЯУ МИФИ наиболее высокую оценку получил за научно-исследовательскую деятельность, СПбГУ – за качество образования, НИУ ВШЭ – за востребованность выпускников работодателями. А успех МФТИ базируется сразу на двух факторах – по качеству образования и научной деятельности Физтех опередил все вузы России, кроме МГУ. В топ-10 рейтинга два изменения: МГТУ им. Н.Э. Баумана опередил МГИМО, и занял шестую позицию, а на восьмое место поднялся Томский политехнический университет, обошедший СПбПУ Петра Великого. Рост Бауманки объясняется повышением уровня зачисленных абитуриентов, а также интенсификацией сотрудничества вуза с работодателями. Что же касается Томского Политеха, то он продемонстрировал более динамичный рост статистических показателей образовательной деятельности, чем его визави из Санкт-Петербурга.
Всего в рейтинг RAEX-100 вошли университеты из 31 региона России. Явным лидером по количеству участников рейтинга является Москва: 32 вуза из первой сотни находятся в столице (31 годом ранее). Широко представлены Санкт-Петербург (11 учреждений), Московская и Томская области (по 5 вузов) и Татарстан (4 вуза). По три университета из числа лучших расположены в Воронежской, Курской, Ростовской, Самарской и Тюменской областях.

Рост доступности

Социальный вектор

Один из главных выводов рейтинга 2021 года – укрепление позиций вузов, готовящих специалистов для социально значимых сфер – это медицина, педагогика и сельское хозяйство. Интересно, что если медицинские вузы и ранее демонстрировали высокую конкурентоспособность, то синхронное улучшение позиций педагогических и аграрных вузов в рейтинге RAEX-100 наблюдается впервые. Роста в рейтинге 2021 года добились оба вуза сельскохозяйственного профиля, представленные в рейтинге RAEX: РГАУ – МСХА имени К. А. Тимирязева поднялся на 56-е место с 62-го, а Ставропольский ГАУ переместился на 59-ю позицию с 60-й.
Но главным бенефициаром нового выпуска рейтинга следует признать педагогические университеты: в 2021 году позиции в рейтинге улучшили все семь вузов, специализирующихся на подготовке учителей. Этому сопутствует благоприятный информационный фон, который в последние годы стал складываться для данной сферы. Российскому правительству предписано «уделить самое пристальное внимание современной подготовке будущих учителей». В этом году количество бюджетных мест по педагогическим специальностям рекордно увеличится, превысив прошлогодний показатель более чем на четверть (38,4 тыс. мест очной формы обучения против 30,5 тыс. мест годом ранее). Кроме того, государство объявило о выделении 10 млрд. рублей на капремонт зданий и техническое переоснащение педагогических университетов.
Наблюдаемый рост вузов педагогического профиля в рейтинге RAEX 2021 года связан с целым рядом причин. Во-первых, финансирование большинства из них увеличилось – как в расчете на студента, так и в абсолютных цифрах (важную роль сыграло увеличение объема грантов по линии научных фондов). Во-вторых, почти во всех рассматриваемых вузах повысилось качество приёма – и на бюджетные, и на платные места поступили абитуриенты с более высокими результатами ЕГЭ, чем в ходе приемной кампании 2019 года. Третий фактор – повышение оценки педагогических вузов по группе критериев «сотрудничество с работодателями».

Публикации превыше всего

Международная интеграция сбавила обороты

Что в минусе: болевые точки

Главная проблема в развитии высшей школы в России – кадровые сокращения. Исторически советские (и затем российские) вузы выгодно отличались от зарубежных конкурентов тем, что были лучше обеспечены кадровыми ресурсами – в России на одного преподавателя вуза приходилось меньше студентов, чем в большинстве зарубежных университетов. По обеспеченности студентов научно-педагогическими кадрами российские вузы не уступают немецким и китайским университетам и превосходят по этому показателю Великобританию, сообщалось в аналитических материалах рейтинга «Три миссии университета» 2020 года. Однако российские вузы имеют риск потерять это конкурентное преимущество. Снижение соотношения численности профессорско-преподавательского состава (ППС) в расчете на 100 студентов – длительный долгосрочный тренд, затронувший всю высшую школу России. Если взять за точку отсчета 2013 год – период, сопряженный со стартом проекта 5-100, – то тогда на 100 студентов российских вузов в среднем приходилось 8,33 преподавателя. Впоследствии показатель участников рейтинга RAEX ежегодно ухудшался, и к 2020 году данное соотношение снизилось до 6,94.
Объяснений данной тенденции можно найти множество, но почти все они так или иначе связаны с деньгами. Это и новые правила подушевого финансирования вузов, и «майские указы», требовавшие повышения доходов преподавателей. Не последнюю роль в негативной тенденции сыграли и зарубежные рейтинги, на которые ориентировались университеты. Чтобы получить лучшую оценку по удельным показателям, вузам было выгодно иметь низкую численность НПР.
Данные RAEX фиксируют устойчивое падение количества штатных преподавателей в расчете на 100 студентов, и есть основания полагать, что предел еще не достигнут. В частности, проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Штыхно считает, что оптимизация кадрового состава продолжится: «С учетом использования IT-технологий, которое было резко стимулировано пандемией COVID-19, российские вузы постепенно увеличивают соотношение числа студентов и преподавателей, соответственно, сокращая обратное соотношение – число преподавателей на одного студента. Это естественный процесс, который будет продолжаться еще несколько лет».

Еще одна негативная тенденция – на этот раз краткосрочная – снижение в 2020 году объема средств, полученных вузами от программ дополнительного профессионального образования. Этот показатель войдет в число критериев Минобрнауки для оценки успешности участия вузов в широко обсуждаемой сейчас программе «Приоритет-2030». По данным RAEX, выручка от реализации программ ДПО в среднем по топ-100 вузов за год сократилась с 142,7 до 130,7 млн рублей. Интересно, что сегодня наиболее востребованы программы экономических вузов – один вуз за счет программ ДПО в среднем зарабатывает около 700 млн рублей, тогда средняя цифра для технических вузов составляет всего около 100 млн рублей.
Андрей Рудской, ректор СПбПУ, говорит, что падение объема дохода от ДПО можно объяснить как минимум двумя факторами. «Основные заказчики ДПО – это компании, организующие переобучение или повышение квалификации своих сотрудников. В 2020 году у многих компаний вследствие влияния пандемии был ограничен бюджет, и компании выбирали расходы на обеспечение эпидемиологической безопасности, а не на дополнительное образование сотрудников», – говорит Рудской. Второй фактор – ограниченность ресурсов: весной 2020 года все силы преподавателей СПбПУ были брошены на удержание качества образования по основным программам при переводе их в дистанционный формат, что оттянуло их внимание и время от традиционных курсов ДПО. «В 2020 г. многие дополнительные программы готовились к полноценному переводу в онлайн. Полагаем, что в этом году они выйдут на рынок и сбалансируют потери прошлого года», – заключает Рудской.
Сейчас рынок ДПО постепенно восстанавливается, в целом ожидания от 2021 года находятся примерно на уровне 2019 года, отмечает Дмитрий Штыхно. Дмитрий Волков, первый заместитель декана Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, также считает, что рынок будет расти, но при этом мы никогда не вернёмся к той ситуации, которая была до ковида: «Рынок очистится от многих неэффективных игроков. Исключительно очного формата обучения больше не будет, а многие работали в этом формате».

Государство меняет приоритеты

Выход десятого, юбилейного выпуска рейтинга вузов RAEX совпал с изменением приоритетов развития высшей школы России – как ожидается, 2020-е годы будут сильно отличаться от прошедшего десятилетия. 2010-е годы прошли под девизом форсированного развития научных исследований и углубления международной интеграции. Правда, полноценно участвовать в предложенной инициативе смогли далеко не все вузы – когорта вузов, вовлеченных в программу повышения конкурентоспособности и получавших дополнительное финансирование от государства, была ограничена 21 вузом, участвовавшим в проекте «5-100» с совокупным бюджетом свыше 80 млрд. рублей. Рейтинг RAEX свидетельствует, что участники проекта закрепились на ведущих позициях по части развития научных исследований – в топ-10 субрейтинга по научно-исследовательской деятельности вошли сразу 8 фигурантов проекта «5-100» (а также МГУ и СПбГУ, которые в проекте не участвовали). В целом, вузы из проекта «5-100» достигли значительного отрыва от основной массы российских вузов. По количеству научных публикаций в расчете на НПР участники программы повышения конкурентоспособности в 4,3 раза превосходят остальные вузы России. Значительным выглядит превосходство и по средней численности аспирантов в расчете на 100 студентов – у вузов, участвовавших в программе «5-100», показатель составил 4,93, тогда как по остальным университетам значение этого параметра ниже в 1,7 раза – 2,82.
Теперь, похоже, практика раздачи привилегий для узкого круга избранных уходит в прошлое. В этом году стартует программа «Приоритет 2030», которую Минобрнауки называет самой масштабной программой по поддержке вузов в истории России. В «Приоритете» будет намного больше участников, чем в проекте «5-100». Так, по условиям программы не менее чем 100 образовательных организаций будут получать гранты в размере не менее 100 млн. рублей в год (и это только базовая часть гранта). К участию допускаются не только классические, но и отраслевые вузы – транспортные, медицинские, аграрные, педагогические и др. На сегодняшний день подробные детали реализации новой инициативы еще не известны. Но уже сейчас официально объявлено, что фокус внимания будет направлен на поддержку региональных вузов, чтобы дать возможность развиваться тем, кто ранее не участвовал в государственных программах. Впрочем, ответить на вопрос, в какой степени это поможет сократить разрыв между вузами, возможно будет ближе к 2030 году – сроку, на который рассчитана программа.

Таблица 1. Рейтинг лучших вузов России RAEX-100 (2021 год)

Источник: рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика).

Таблица 2. Лучшие вузы по условиям для получения качественного образования*

Таблица 3. Лучшие вузы по уровню востребованности выпускников работодателями*

Таблица 4. Лучшие вузы по уровню научно-исследовательской деятельности*

Топ-5 негосударственных вузов России, 2021 г.*

Место, 2021 год Место, 2020 год Название Рейтинговый функционал (балл)
1 1 Российский новый университет (РосНОУ) 100,0
2 2 Белгородский университет кооперации, экономики и права 97,3
3 3 Московский социально-педагогический институт 91,4
4 5 Московский университет имени С.Ю. Витте 77,3
5 4 Медицинский университет «Реавиз» 76,9

Методологические подходы к составлению рейтинга

Цель составления рейтинга вузов – оценка способности вузов обеспечивать выпускникам высокое качество знаний, навыков и умений, исходя из условий для их получения и результатов применения.
Рейтинг лучших вузов России RAEX-100 – интегральная оценка качества подготовки выпускников вуза, определяемая количественными параметрами их образовательной и научно-исследовательской деятельности и качественными характеристиками, отражающими мнение ключевых референтных групп: работодателей, представителей академических и научных кругов, а также студентов и выпускников. В качестве статистической информации используются данные анкетирования вузов, наукометрические показатели и сведения из открытых источников. В рейтинге не могут участвовать вузы творческой и спортивной направленности, а также силовых ведомств. Оценке подлежат только головные вузы, их филиалы не рассматриваются составителями рейтинга.
Для справки: в 2021 г. в анкетировании приняли участие 180 вузов, в 2020 г. – 164 вуза, в 2019 г. – 158 вузов, в 2018 г. – 145 вузов. В опросах 2021 года приняли участие 70 тыс. респондентов.

Определение рейтингового функционала происходит на базе анализа следующих интегральных факторов:

Значение каждого из интегральных факторов определяется группами показателей, которые в свою очередь объединяют показатели, характеризующие важнейшие аспекты деятельности вуза. Веса групп в рамках рейтингового фактора «условия для получения качественного образования» составляют 0,25. Веса групп в рамках рейтингового фактора «уровень востребованности выпускников работодателями» составляют 0,5. Веса групп в рамках рейтингового фактора «уровень научно-исследовательской деятельности» распределены следующим образом: «научные достижения» – 0,5, «научно-исследовательский потенциал» – 0,3, «исследовательская инфраструктура» – 0,2. Веса каждого из показателей представлены в таблице №1.
По каждому показателю производится расчет индекса, характеризующего позицию вуза относительно других участников рейтинга. Расчет индексов по каждому показателю производится путем сравнения количественного показателя вуза со средним значением данного показателя по всем вузам, участвующим в рейтинге. Экстремально высокие значения количественных показателей, выявляемые экспертным путем, исключаются при расчете среднего показателя.
Индексы показателей рассчитываются по шкале от 1,0 балла (минимальная оценка) до 5,0 балла (максимальная оценка). При расчете индексов по итогам опросов целевых аудиторий используется аналогичная шкала.
Методика рейтинга регулярно обсуждается с представителями ведущих вузов России и дорабатывается с учетом высказанных мнений. В 2020-2021 годах рейтинговое агентство RAEX провело серию экспертных обсуждений методологии ежегодного рейтинга лучших вузов России RAEX-100, в том числе в заочном формате. 28 января 2021 года состоялось онлайн-совещание экспертного совета рейтингов вузов RAEX. В рабочей встрече приняли участие свыше 40 авторитетных экспертов в области высшего образования, среди них представители Министерства науки и высшего образования РФ, а также представители более чем 20 ведущих российских университетов – МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, НИУ ВШЭ, МФТИ, НИЯУ МИФИ, СПбПУ Петра Великого, ИТМО, РУДН, РНИМУ им Н. И. Пирогова, К(П)ФУ, УрФУ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, МГТУ им. Баумана, НИТУ «МИСиС», РАНХиГС, РЭУ им. Г. В. Плеханова, МАИ, СКФУ и других.

С учетом мнений участников экспертных обсуждений были приняты следующие решения:

Рейтинг вузов России RAEX успешно прошел международный аудит IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence. Агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) получило право использовать знак «Одобрено IREG» (IREG Approved), подтверждающий, что методология рейтинга вузов России, процедуры его подготовки и представление результатов отвечают высоким стандартам качества.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Adblock
detector