мва рейтинг бизнес школ в москве

Рейтинг российских бизнес-школ MBA.SU (2019)

В 2019 году Рейтингу российских бизнес школ MBA.SU («Народный»), который составляет портал «МВА в Москве и России» (MBA.SU) исполняется десять лет. Ежегодно портал публикует результаты, основанные на оценках выпускников бизнес-школ (архив рейтингов) всех форматов обучения. Информационными партнерами Народного рейтинга выступают российские деловые СМИ: ТАСС, газета «Известия», ИД «КоммерсантЪ», РБК, журнал «Профиль» др.

Отрадно, что такой подход разделяют и многие ответственные российские бизнес-школы, стремящиеся вывести отечественное бизнес-образование на уровень ведущих мировых бизнес-школ. Мы благодарны им и ассоциациям выпускников, которые анонсируют проведение опроса и содействуют информационной открытости российского бизнес-образования.

Народный рейтинг является наиболее объективным рейтингом российских бизнес школ, поскольку основан непосредственно на оценках выпускников программ MBA/ Executive MBA. Методика рейтинга не предполагает использования весовых или иных корректирующих коэффициентов, учета баллов или мнений какого-либо жюри или экспертов; в зачет идет среднеарифметическая оценка выпускников, которые оценивают результаты обучения от 1 (min) до 5 (max). Независимость рейтинга определяется отсутствием прямого или косвенного финансового участия бизнес школ в процессе создания рейтинга.

Анкетирование проводилось в феврале-мае 2019 г. на портале «МВА в Москве и России» при содействии ассоциаций выпускников бизнес-школ. Кроме того, редакция портала опрашивала членов Российской Лиги МВА и выпускников, имеющих аккаунты в социальных сетях.

Примечание: В рейтинге учитываются оценки выпускников программ MBA и Executive MBA независимо от формы обучения (очно-заочный, модульный, смешанный/ blended, дистанционный и др.). Поэтому все возможные интерпретации результатов будут заведомо некорректны.

Место
2019

Портрет участника исследования

ПОКАЗАТЕЛЬ

СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

МИНИМАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

МАКСИМАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Возраст поступления
в бизнес-школу, лет 34 23 56 Доля мужчин,% 69

ПОКАЗАТЕЛЬ

ДО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ 2-4 ГОДА
ПОСЛЕ ОБУЧЕНИЯ
Доля владельцев бизнеса, % 13 22 Доля топ-менеджеров, % 31 48 Доля менеджеров среднего
звена, % 41 26 Доля линейных менеджеров и специалистов, % 14 3 Другие,% 1 1

Традиционно, итоговый балл в Народном рейтинге российских бизнес-школ формируется из среднеарифметических оценок четырех показателей: рост дохода, карьерный рост, деловые и профессиональные связи, личное и профессиональное развитие.

ЧТО ДАЛО ОБУЧЕНИЕ?

Немало ответов, подобных этому: «Все происходило постепенно: сначала знания и навыки + связи и знакомства, потом карьерный рост, потом я организовала свою компанию, открыв ИП, что в итоге привело к увеличению дохода».

Рост дохода

ОЦЕНКИ УРОВНЯ ДОХОДА

МЕНЕДЖЕРЫ ВЫСШЕГО ЗВЕНА

МЕНЕДЖЕРЫ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

ВЛАДЕЛЬЦЫ
БИЗНЕСА

ЛИНЕЙНЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ/
СПЕЦИАЛИСТЫ

Отлично 34% 36% 34% 26% Хорошо 30% 29% 28% 37% Удовлетворительно 22% 22% 24% 22% Неудовлетворительно 14% 13% 14% 15%

Карьерный рост

Деловые и профессиональные связи

Личное и профессиональное развитие

В ходе опроса были получены анкеты от выпускников МВА и EMBA бизнес-школ (в рейтинг включены бизнес-школы с числом анкет выпускников, большим 25) :

Источник

rejting mba su 2021

Бизнес-образование в России представленное, главным образом, его флагманскими программами МВА и Executive MBA, перешагнуло тридцатилетний рубеж. На протяжении этих лет в отечественном информационном пространстве не утихал спор на тему «Что дает МВА?» Со временем программа МВА завоевала положенное ей центральное место в общественном сознании, и теперь уже большинство вакансий топ-менеджмента в коммерческих и государственных компаниях занимаются кандидатами с дипломом МВА.

В постковидной реальности с ее коронавирусными ограничениями фокус внимания сместился к поиску форматов, обеспечивающих наибольший эффект от обучения на МВА. Вызванный поначалу спрос на 100%-ное дистанционное обучение, как альтернативу очному образованию на МВА, быстро показал, что онлайн не является полноценной заменой очного и далеко не дешев, если иметь в виду организацию качественного учебного процесса. Поэтому наиболее закономерным трендом является более широкое использование форматов смешанного обучения (blended learning).

Программы МВА&EMBA находятся в непрерывном изменении: разрабатываются и вводятся новые курсы, совершенствуются формы проведения занятий, привлекаются новые преподавательские кадры и эксперты из бизнеса. Для того, чтобы отслеживать эффективность изменений, происходящих на российском рынке MBA и EMBA через удовлетворенность выпускников бизнес-школ, портал «МВА в Москве и России» (MBA.SU), проводит ежегодные опросы способом краудфайндинга.

Результаты опроса используются порталом в качестве основы для своего Народного рейтинга.
Он является одним из наиболее объективных российских рейтингов бизнес-школ, поскольку основан на оценках выпускников программ MBA/Executive MBA, которые являются самыми авторитетными экспертами в вопросах, касающихся МВА и обучения в бизнес-школе, поскольку сами прошли обучение.

Ценность MBA

В мире принято считать главной ценностью МВА два связанных между собой параметра: рост дохода и карьерный рост, притом, что первый из них является основным. Рост дохода учитывается всеми мировыми рейтингами бизнес-школ, и это главное, ради чего люди идут на МВА. Между тем, большинство российских выпускников (57%) отмечают, что главной ценностью МВА для них являются полученные в бизнес-школе знания и навыки, необходимые для успешной работы, а не рост дохода (9%).

achievements 2021

Рост дохода

income mba 2021

НАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ БИЗНЕС ШКОЛ РОССИИ-2021

Примечание: В рейтинге учитываются оценки выпускников программ MBA и Executive MBA независимо от формы обучения (очно-заочный, модульный, смешанный/ blended, дистанционный и др.). Поэтому все возможные интерпретации результатов будут заведомо некорректны.

МЕСТО
2021
БИЗНЕС-ШКОЛА Сумма баллов Удовлетворенность обучением,
балл
МЕСТО
2020
рост
дохода
(max10)
карьер-
ный
рост
(max10)
полез-
ность
связей
(max 3,3)
личное
и профес-
сиональ-
ное
развитие
(max 6,7) 1 Институт бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), 24,05 7,55 7,51 2,54 6,45 1 Московская школа управления «Сколково» 24,04 7,30 7,62 2,68 6,44 1 Санкт-Петербургский международный институт менеджмента ИМИСП 23,76 7,46 7,43 2,49 6,38 2 Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета 23,59 7,53 7,14 2,58 6,34 2 Факультет международных программ MBA Института общественных наук РАНХиГС (с Kingston University London) 23,30 7,18 7,39 2,45 6,28 1 2 Стокгольмская школа экономики в России 22,51 6,39 7,04 2,80 6,32 1 Высшая школа бизнеса Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова 22,35 6,28 7,36 2,46 6,25 — Школа IT-менеджмента Института ЭМИТ РАНХиГС 22,18 6,82 7,09 2,45 5,82 2 Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС 22,09 6,63 6,73 2,45 6,28 2 Высшая школа бизнеса Государственного университета управления (ГУУ) 21,88 6,56 6,81 2,53 5,98 3

Центр программ развития руководителей Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ 21,57 5,95 7,36 2,04 6,22 3 Экономический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова 21,51 5,77 6,77 2,65 6,32 4 Высшая школа бизнеса Казанского федерального университета 21,47 6,00 6,39 2,74 6,34 3 Школа бизнеса и международных компетенций Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД России 21,46 6,17 6,88 2,46 5,95 4 4 Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС 21,15 6,00 6,37 2,55 6,23 4 Центр развития компетенций в области бизнес-информатики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ 21,13 6,17 6,86 2,08 6,02 4 Институт делового администрирования и бизнеса ГУУ 20,94 6,44 6,75 2,20 5,55 4 Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС 20,76 6,31 6,31 1,94 6,20 5 5 Академия PricewaterhouseCoopers 20,42 5,07 6,77 2,49 6,09 5 Бизнес-школа AMI 20,40 5,29 6,82 2,43 5,86 7 Бизнес-школа Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н.Ельцина 20,20 6,43 6,00 1,93 5,84 4 Институт государственной службы и управления РАНХиГС 20,13 5,65 6,80 2,08 5,60 5 Международная школа бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ 19,90 5,86 6,14 2,02 5,88 7 6 Плехановская школа бизнеса «Integral» Российского Экономического университета им. Г.В. Плеханова 19,45 5,06 6,44 2,38 5,57 6 Школа бизнеса «Синергия» 19,40 5,52 6,05 2,18 5,65 7 Международный институт менеджмента ЛИНК 19,34 5,69 6,54 1,57 5,54 6 Балтийский государственный технический университет им. Д.Ф.Устинова 19,20 5,52 5,88 2,19 5,61 6 7 Центр развития компетенций в области управления проектами Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ 18,87 5,63 5,71 2,06 5,47 5 Институт отраслевого менеджмента РАНХиГС 18,86 5,14 6,29 2,17 5,26 — Банковский институт НИУ ВШЭ 18,84 5,86 6,80 2,20 4,98 — Высшая экономическая школа Санкт-Петербургского государственного экономического университета 18,81 5,13 6,29 2,11 5,28 5 8 Академия управления Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета 18,43 4,05 5,60 2,90 5,88 — Высшая школа международного бизнеса Самарского государственного экономического университета 18,43 5,00 6,00 2,37 5,06 7 City Business School 18,40 5,05 5,80 1,74 5,81 9 Высшая школа бизнеса Новосибирского государственного университета экономики и управления 18,38 4,46 6,33 2,12 5,47 8 9 Moscow Business School 17,65 4,94 5,43 1,61 5,67 10 Институт мировой экономики и бизнеса Российского университета Дружбы народов им. П.Лумумбы 17,62 5,43 5,71 1,70 4,78 — 10 Факультет международного бизнеса Всероссийской академии внешней торговли 17,13 4,24 5,59 1,71 5,59 8

Участниками рейтинга стали бизнес-школы, работающие на российском рынке бизнес-образования, ведущие обучение по программам МВА/ Executive MBA, и осуществляющие набор в 2021 году.
Основной целью исследования стала оценка удовлетворенности выпускников бизнес-образованием (программы МВА и Executive MBA) по следующим критериям:

1. Рост дохода в течение 2-4 лет после окончания обучения (2017-2019 гг. выпуска)
2. Карьерный рост после получения МВА
3. Уровень деловых связей, приобретенных в бизнес-школе за время обучения
4. Уровень личного и профессионального развития, полученного в бизнес-школе.

В отличие от методологии подсчета результатов в предыдущих рейтингах, где веса всех критериев были равными, в 2021 г. весовые коэффициенты (степень влияния на итоговую оценку школы) были приняты следующими:

Такое распределение весов связано с уровнями приоритетности целей поступающих в бизнес-школы, и последующего влияния критерия на результат от обучения.

Итоговый балл для каждой школы рассчитывался по формуле:

Источник

Как получить образование MBA

Сколько оно стоит в России и за рубежом

В интернете пишут, что МВА-образование — все равно что «волшебная таблетка». Год-два отучиться — и бизнес пойдет в гору, зарплата вырастет втрое, а новые связи позволят найти работу в США или Европе.

Но не спешите брать кредит, все бросать и ехать учиться. Мы расскажем, как устроено бизнес-образование, сколько оно стоит, как можно сэкономить и что на самом деле дает MBA.

Что такое MBA

Расшифровка. MBA расшифровывается как Master of Business Administration. В переводе с английского — магистр делового администрирования. Это престижная квалификационная степень, которую получают выпускники специальных бизнес-школ.

Откуда MBA родом. Первыми в мире степень MBA получили выпускники Дартмутского колледжа в США в 1901 году. Они прошли обучение по программе Master of Commercial Science — это прообраз современных курсов MBA.

А первая бизнес-школа, Гарвардская, открылась в Бостоне в 1906 году. После нее в США появились Уортонская, Стэнфордская и другие известные школы.

В 60-х бизнес-школы стали открываться в Европе. Сначала — в Англии, а потом и в других странах. Старейшими считаются:

В Россию MBA-образование пришло в 1988 году, когда открылась Высшая коммерческая школа Минэкономразвития России — ВАВТ. Сейчас подобных десятки.

Кто получает бизнес-образование

MBA получают начальники отделов, предприниматели и менеджеры. Наличие MBA означает, что человек готов быть руководителем среднего или высшего звена.

Например, Андрей учится на МВА в ИБДА РАНХиГС. В его группе три категории студентов:

Сам Андрей — предприниматель. Руководит несколькими фирмами в Москве. Поступил на двухгодичный курс МВА в ИБДА РАНХиГС в 2018 году. Учится за свой счет. Хочет систематизировать свои знания о бизнесе, чтобы лучше его развивать.

Эльмира Хусаинова работала вице-президентом казначейства в одном из московских банков. В 2019 году поступила и окончила бизнес-школу INSEAD. Эльмира хотела повысить квалификацию, а заодно посмотреть мир. Училась за свой счет.

Чему именно учат руководителей

Студентов MBA учат праву, финансам, ведению бухгалтерии, кадровому делу, переговорам — всему, что касается бизнеса. Все это преподают и в вузах, но углубленно и на разных факультетах. А курс MBA дает общие знания, но сразу обо всем.

Андрей учится в ИБДА РАНХиГС на «Управлении проектами». Преподаватели рассказывают его группе о разных сферах бизнеса: строительстве, логистике, торговле, финансовой деятельности и других. Андрей считает, это полезно ему как предпринимателю.

Отличие курса MBA от тренингов и коучинга

В интернете много тренингов и коучингов для руководителей, платных и бесплатных, в офлайне и дистанционных. Но Андрей, который учится на MBA в ИБДА РАНХиГС, уверен: «Нельзя за пару занятий научить человека управлять. Управление — это система дисциплин плюс опыт».

Тренинги для руководителей часто связаны с психологией и посвящены чему-то одному: лидерству, личностному росту, ораторскому искусству. Это подойдет тем, кто хочет «прокачать» конкретный навык. В курсе MBA есть похожие дисциплины, но он охватывает и многие другие.

В тренингах может участвовать любой. В онлайне даже не видно других участников. А на MBA учатся люди примерно одного уровня знаний и достатка. Даже если курс дистанционный, они встречаются на защите дипломного проекта, и с ними можно обменяться опытом. А еще есть шанс найти партнеров для бизнеса.

Но при всех плюсах МВА оно подходит не всем, и иногда лучше пройти хороший тренинг, чем тратить время и деньги на бизнес-образование. Так считает Ольга Павлова, которая получила МВА в 2002 году: «Не стоит получать бизнес-образование без конкретных задач: открыть бизнес или повысить квалификацию. Диплом МВА не волшебная таблетка, которая решит все проблемы. Прежде чем вкладывать деньги в бизнес-образование, нужно решить, зачем оно вам нужно».

MBA, второе высшее, магистратура — что выбрать

Те, кто хочет прокачаться в сфере бизнеса, обычно выбирают между MBA, вторым высшим образованием и магистратурой. Для этого сравнивают длительность обучения, программы и цены.

Программы на магистратуре и втором высшем охватывают конкретную область знаний. Это может быть экономика, управление персоналом, право, финансы и кредит. Если нужны знания в одной из этих областей, МВА вряд ли подойдет. Программы МВА охватывают все эти области, но не так глубоко и подробно.

Цены и длительность курсов в ВШЭ и Высшей школе менеджмента НИУ ВШЭ в Москве

Программа Длительность курса Цена за весь курс
Магистратура 2 года 780 000—860 000 Р
Второе высшее (бакалавриат) 3 года 570 000 Р
МВА от 1 года и 8 месяцев до 2 лет и 2 месяцев 714 000—868 000 Р

Цены и длительность курсов в Уортонском университете Пенсильвании

Где получить степень MBA

Степень MBA получают в специальных бизнес-школах. Одни работают при университетах, как Гарвардская или Высшая школа бизнеса МГУ. Другие существуют отдельно. Но престиж школы зависит не от привязки к университету, а от ее аккредитации.

Есть три самых авторитетных аккредитующих организации:

Всеми тремя «коронами» аккредитован 1% школ в мире: Гарвардская и Стэнфордская, бизнес-школа в Лозанне, INSEAD и еще около семидесяти. В России это Kingston/РАНХиГС. Точнее — партнер РАНХиГС, Кингстонский университет в Лондоне, но аккредитация распространяется и на российскую школу.

Есть школы, аккредитованные другими организациями:

В России есть бизнес-школы вообще без аккредитации. Это не значит, что там плохое образование, но дипломы таких школ не сильно ценятся.

Крупнейшие бизнес-школы мира

Крупнейшие бизнес-школы находятся в США и Европе. Это Гарвардская и Стэнфордская школы бизнеса, Уортонский университет Пенсильвании, INSEAD во Франции, IE Business School в Мадриде, Бизнес-школа Лозанны в Швейцарии и другие.

Рейтинги лучших зарубежных бизнес-школ публикуют 3 издания: Financial Times, US News и Business Week.

Составители проверяют, какая аккредитация школы и сложно ли в нее поступить. Смотрят, как вырастает зарплата выпускников через 3 года после выпуска, окупается ли обучение, высоко ли они поднимаются по карьерной лестнице. Для этого устраивают опросы и собирают рекомендации от выпускников. По каждому пункту выставляют баллы. По сумме баллов формируют рейтинг.

Каждый год рейтинги меняются. В 2019 году в Financial Times на третьем месте был INSEAD, а в 2020 году он опустился на четвертое.

Места известных школ в разных рейтингах 2020 года

Бизнес-школа Financial Times US News Business Week
Гарвардская школа бизнеса 1 3 3
Уортонский университет Пенсильвании 2 1 6
Стэнфордская высшая школа бизнеса 3 2 1

Рейтинг лучших бизнес-школ в Москве и регионах России

По данным РБК, в России 129 бизнес-школ: половина в Москве, остальные — в Санкт-Петербурге, Самаре, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Челябинске, Оренбурге, Иркутске и других городах.

«Рынок MBA и бизнес-образования в России», 2019 годPDF, 3,23 МБ

Российские бизнес-школы оценивает РБК. В 2019 году он выпустил «Исследование рынка MBA и бизнес-образования в России». В нем нет рейтингов, но есть данные про аккредитацию, цены на обучение, средний возраст студентов.

Есть еще «народный» рейтинг российских бизнес-школ. Его составляет портал «МБА в Москве и России» на основе анкет выпускников. В рейтинге учитывают рост дохода выпускников, их карьерный рост, полезность приобретенных связей, личное и профессиональное развитие.

Как и зарубежные, российский «народный» рейтинг меняется каждый год. Например, в 2018 году там не было Московской школы управления «Сколково», но в 2019 году она стала первой.

Какое бывает обучение MBA

Обучаться MBA можно по разным программам. Они бывают универсальные — для специалистов всех отраслей — и специализированные.

Что такое MBA General. MBA General — универсальная программа. Она дает знания о бизнесе и управлении, которые применимы в любой сфере. Выпускник может открыть бизнес, руководить отделом в крупной корпорации или работать эйчаром.

General MBA подойдет тем, кто приехал учиться очно и не работает в это время. Так училась Эльмира Хусаинова, средний возраст студентов в ее классе в INSEAD был 29 лет, а опыт работы — 5 лет.

Что такое EMBA. У General MBA есть аналог — Executive MBA, или EMBA. Эта программа идет без отрыва от работы и придумана для более опытных людей. В 2019 году в INSEAD на EMBA средний возраст студентов был 37 лет, а их опыт работы — 12 лет.

Специализации программ MBA. В отличие от General MBA и EMBA специализированные программы не универсальные.

Программы отраслевой специализации — для тех, кто работает в конкретной отрасли. Например, «Международные отели и туристический менеджмент» в IE Business School в Мадриде, «Управление в сфере ЖКХ» и «Менеджмент в индустрии красоты» в Московской школе бизнеса.

Наталья Кукушкина училась в INSEAD / Высшей школе управления НИУ ВШЭ. Это было корпоративное обучение, и программа была отраслевая — банковская. В группе были только коллеги из ее банка.

Стоимость MBA в РФ и за рубежом

стоят 1,5 года обучения в Московской школе управления «Сколково»

Как получить МВА-степень

Чтобы получить степень МВА, нужно выбрать бизнес-школу, программу и форму обучения. Потом подать документы и пройти квалификационный отбор. Затем оплатить обучение, усердно учиться и защитить дипломный проект. Теперь обо всем по порядку.

Хорошую школу могут посоветовать друзья, которые там учились. Так было у Эльмиры Хусаиновой: «Я узнала о бизнес-школе INSEAD из поста в фейсбуке знакомой в 2015 году — мне сразу показалось, что эта школа для меня». Подробную информацию Эльмира нашла в интернете, поступила в 2019 году и осталась довольна. А вот как выбрать бизнес-школу, если никто из знакомых не может ее рекомендовать.

Изучить интернет-ресурсы об MBA. Информация о бизнес-школах по всему миру есть на порталах MBA.com, MBAstudies. Только о российских — на « MBA-инфо », «MBA в Москве и в России». Расписание выставок MBA в разных странах публикует Access MBA.

Узнать последние новости из мира MBA можно в самом большом сообществе в Фейсбуке — FindMBA.

Ютуб:
Studybuzz education — MBA preparation — канал об MBA в целом,
MBA crystal ball — обзоры бизнес-школ по странам: США, Великобритания, Индия, Франция, Австралия,
«Программа МВA» — канал ИБДА РАНХИГС,
Skolkovoschool — канал Московской школы управления «Сколково»

Определиться с INSEAD Эльмире помогли в том числе видео на Ютубе. Там студенты и выпускники сравнивали школы, процесс поступления и стоимость.

Изучить сайты школ. У каждой бизнес-школы есть сайт, где подробно расписаны условия поступления, программы обучения и цены. Там же можно посмотреть примеры лекций, интервью с учениками и преподавателями. А еще узнать о грантах, стипендиях и днях открытых дверей.

Главный критерий выбора программы — учебный план. Перед тем как подавать заявку на поступление, нужно скачать его и посмотреть, все ли дисциплины интересны и нужны для работы.

Есть программы, которые можно пройти только очно. Например, в крупных школах General MBA нельзя пройти в вечернем или дистанционном формате. Стоит выбирать эту программу, если можете на время оставить работу и поехать учиться.

Остальные критерии выбора зависят от личных предпочтений. Например, Андрей нашел через поиск в интернете 10 программ по управлению проектами в бизнес-школах Москвы. Сравнил их по цене и учебному плану. И только потом выбрал школу, куда удобнее добираться. Для него это было важнее, чем цена и аккредитации, потому что ездить предстояло 2 года.

Основные формы обучения MBA — дистанционная, парт-тайм и фултайм. Есть еще модульная, но она встречается не везде.

Дистанционная форма для тех, в чьем городе нет бизнес-школ, а часто ездить на обучение не получится. Все лекции и учебные материалы приходят на электронную почту. Нужно лично посещать только мастер-классы, научные конференции и защиту своего дипломного проекта.

Некоторые школы, например Московская бизнес-школа, выдают айпад для дистанционного обучения. Потом его нужно вернуть.

Парт-тайм напоминает вечерний формат, его легко совмещать с работой. Такую форму выбрал Андрей в ИБДА РАНХиГС. Занятия идут по средам с 19:00 до 22:00 и по субботам весь день. По словам Андрея, обучение отнимает не больше времени, чем тренажерный зал.

Очную форму выбрала Эльмира Хусаинова: оставила работу в Москве и на 10 месяцев поехала в INSEAD. Успела пожить в двух кампусах: во французском Фонтенбло и в Сингапуре. Каждый день посещала 2—3 занятия по 90 минут и много путешествовала с учебной группой.

Модульная форма была у Натальи Кукушкиной. Она жила в Санкт-Петербурге, а обучение проходило в Москве. Курс длился 1,5 года. Через день Наталья смотрела двух-трехчасовые вебинары и делала домашние задания. А на очные занятия в Москву приезжала четыре раза. Они длились по неделе.

Учеба занимала все свободное время. Наталье казалось, что она вернулась в институт, только теперь совмещала обучение с работой и личной жизнью.

Подтвердить опыт работы. У многих бизнес-школ нет четких требований к опыту работы — они смотрят на результаты вступительных испытаний. Но все равно каждая школа требует копию трудовой книжки.

У студентов INSEAD средний стаж в руководстве — 6 лет. У студентов Гарвардской школы бизнеса — 3 года, Стэнфордской — 4 года.

В России опыт от 3 лет требуют, например, ИБДА РАНХиГС и Московская школа управления «Сколково». Большинству других нужен стаж от 2 лет, а зачислять или нет — решают индивидуально.

Подтвердить знание иностранных языков. Все иностранные бизнес-школы требуют подтвердить знание английского. В России хороший английский требует как минимум Московская школа управления «Сколково».

У Эльмиры Хусаиновой в INSEAD попросили сертификаты о знании двух иностранных языков. Английский был обязательный: она сдала IELTS на 8,5 баллов из 9. Вторым языком выбрала немецкий и сдала его в INSEAD на уровень А2 — это соответствует уровню intermediate.

Уровень английского для поступления в INSEAD

Сертификат Проходной балл или уровень Максимальный балл или уровень
TOEFL 105 120
IELTS 7,5 9
CPE В1 или В2 C2
PTE Academic 72 90
TOEIC Аудирование и чтение — 950 990
Письмо — 170 200
Устная речь — 190 200

Сдать тест на способности. GMAT, SAT и GRE — тесты на способность учиться на MBA. Пройти один из них требуют все иностранные бизнес-школы. По содержанию тесты похожие, но самый популярный — GMAT. Эльмира Хусаинова сдавала его для поступления в INSEAD.

Тест на английском и состоит из 4 частей. В первой надо исправить ошибки в предложениях и ответить на вопросы по тексту. Во второй — решить задачи по математике. В третьей — написать аналитическое эссе. А в последней — проанализировать таблицы и графики. На все дается 3,5 часа.

потратила Эльмира на подготовку и сдачу GMAT

Эльмира стала готовиться сама: находила и решала варианты теста в интернете. Месяц ходила к репетитору по математике 2 раза в неделю, платила по 3000 Р за 1,5 часа. Но сдать тест удалось только с четвертой попытки: Эльмира набрала 690 баллов, то есть немного ниже среднего, но поступила. Всего в год можно делать 5 попыток, не чаще одной в месяц.

В России сдать GMAT требует Московская школа управления «Сколково». Проходной балл — 650 из 800. Если у абитуриента нет сертификата GMAT, он может пройти его аналог — Talent Q Elements, разработанный «Сколково».

Некоторые бизнес-школы вместо GMAT устраивают собственные испытания. Например, в ИБДА РАНХиГС просят разобрать кейс — ситуацию из опыта реальной компании. Андрей справился легко: «Поступление — это не страшная Голгофа, на которую нужно забраться. Для человека с опытом это никаких проблем не составит».

Пример кейса, который нужно разобрать для поступления в ИБДА РАНХиГСDOCX, 35 КБ

Пройти собеседование. Все бизнес-школы проводят собеседования, для этого звонят по телефону или Скайпу. Например, Эльмира собеседовалась в INSEAD по Скайпу. Ее спрашивали про опыт работы, профессиональные достижения, жизненные ценности и ожидания от MBA.

Обучение можно оплатить сразу целиком или частями в процессе обучения. В INSEAD, где училась Эльмира, нужно было внести 10%, когда пришло приглашение. За месяц до начала учебы — еще 60%, оставшиеся 30% — через 4 месяца после начала занятий.

Если денег не хватает, можно взять кредит. Многие бизнес-школы работают с организациями, которые предлагают льготные условия кредитования. Например, INSEAD сотрудничает с компанией Prodigy Finance. Там среднегодовая процентная ставка — 9,3%. А начать платить нужно через полгода после выпуска, когда найдешь работу. Это выгодно, и Эльмира хотела взять кредит там. Но потом узнала, что ставка плавающая и в любой момент может вырасти. К тому же не хотела брать кредит в валюте.

Получить грант или стипендию. Они могут погасить всю стоимость обучения или часть. Узнать о них можно на сайтах бизнес-школ, а кое-что публикует портал EduPASS.org.

Во многих иностранных школах есть и внутренние стипендии. Их дают социально активным абитуриентам, женщинам, ЛГБТ-активистам или жителям определенных стран, например Китая, Ливана, Германии.

Получить скидку. В России распространена система скидок. О них всегда пишут на сайтах бизнес-школ.

В ИБДА РАНХиГС дадут скидку 5%, если вас рекомендовал выпускник этой бизнес-школы или если вы с Урала, Дальнего Востока, из Сибири или Казахстана.

В Московской международной высшей школе бизнеса МИРБИС дадут скидку 10%, если внести полную предоплату за обучение. 5% уступят тем, у кого есть несовершеннолетние дети, а 8% — жителям стран СНГ и регионов России, кроме Москвы и Московской области.

Посещать занятия. Занятия в бизнес-школах проходят в группах и строятся на методе кейсов. Кейсы — это сложные ситуации из опыта разных компаний. Группа разбирает проблему, устраивает мозговой штурм и ищет решение.

У Натальи Кукушкиной дистанционные занятия были в формате вебинаров. А очные проходили так: преподаватель рассказывал суть кейса и пытался вовлечь студентов в диалог, чтобы получилось что-то вроде семинара. Но желающих порассуждать было мало, и семинар превращался в лекцию. Кейсы были разные: от политики до структурных и технологических изменений в банках.

Делать домашние работы. В бизнес-школах задают много домашних заданий. Часть из них надо делать в группе. У каждого студента своя роль: лидера, контролирующего или докладчика на презентации.

Но есть и индивидуальные задания. Наталье Кукушкиной запомнились домашние работы по курсу «Лидерство». Один раз она делала свой лидерский портрет: описывала достижения, мечты, сильные и слабые стороны и зоны роста.

В другой раз Наталья составляла смарт-рецепт: расписывала, какие инструменты помогают ей в бизнесе. Это были правильная постановка задачи, возможность слышать мнение коллег, обратная связь, чувство ответственности перед другими и так далее.

Получать хорошие оценки. За домашние задания и участие в проектах ставят оценки, а в некоторых школах еще начисляют «кредиты». Чтобы получить один кредит, Эльмира в INSEAD должна была заработать оценку выше минимальной по выбранной дисциплине. Но были и курсы, за которые можно было заработать только 0,5 кредита. Зато они были короче, а нагрузка в них — меньше. Для получения диплома нужно было набрать 26 кредитов.

С пользой тратить свободное время. Для тех, кто учится очно, в бизнес-школах открыты клубы по интересам. В INSEAD, где училась Эльмира, были профессиональные клубы: консалтинговый, прямых инвестиций, здравоохранения. Были и клубы по интересам: разным видам спорта, еде, путешествиям. Винный клуб назывался Vinsead, а клуб дебатов — Debatesead.

Эльмира была организатором Vinsead, устраивала винные дегустации и поездки на винодельни во Франции. Еще вступила в беговой клуб и участвовала в бизнес-треках карьерных клубов.

Бизнес-трек — это поездка на 2—3 дня в какой-то город и посещение компаний, где работают выпускники бизнес-школы. С клубом Tech&Entrepreneurship Эльмира ездила в Амстердам и побывала в «Букинге», «Тесле» и Adyen. В Лондоне посетила фонды частных инвестиций — Partners Group, KKR, Ontario Teachers. В каждой компании рассказывали про последние тенденции в их сфере бизнеса и говорили, каких людей ищут себе в команду.

Групповой проект. У Натальи Кукушкиной были дипломные проекты по всем основным дисциплинам: менеджменту, статистике, оптимизации процессов, маркетингу, лидерству, управлению кадрами. Каждый проект делала не лично Наталья, а вся ее группа.

Например, по стратегическому менеджменту они придумывали, как лучше реализовать зарплатный проект в банке. Искали этапы, которые плохо функционируют, и предлагали изменения.

В игре было много неожиданных ситуаций. Например, интервью локальному телеканалу, агрессивно настроенному против иностранцев. А во время него в помещение ворвались еще бастующие работники фабрики.

Команды соревновались по нескольким параметрам, в первую очередь по прибыльности компании. В конце каждого дня подводились итоги, команды делились впечатлениями и делали выводы.

Что дает MBA-образование

Как определить эффективность бизнес-образования. У составителей международных рейтингов есть критерии, по которым они смотрят, эффективен ли курс МВА в каждой школе. Это карьерный рост и рост зарплаты в первые 3 года после выпуска из бизнес-школы, личностный рост и приобретение полезных связей. Они и определяют эффективность бизнес-образования.

Увеличится ли доход после прохождения MBA. У Натальи Кукушкиной, которая получила МВА в 2015 году, карьерного скачка и роста зарплаты не было. Но повысилась квалификация и расширились компетенции — то, что называют горизонтальным ростом.

Ольга Павлова получила МВА в 2002 году. До этого работала редактором в челябинском СМИ, а после — стала там начальником отдела рекламы и продвижения. Ее зарплата выросла вдвое.

До обучения в INSEAD Эльмира Хусаинова работала вице-президентом казначейства в одном из российских банков. Во время учебы нашла работу в швейцарском банке в Цюрихе. Он делал презентацию на кампусе INSEAD в Фонтенбло, и Эльмира познакомилась там с рекрутером программы. Прошла собеседование и получила работу.

Личностный рост. Наталье Кукушкиной MBA много дало как человеку. Больше всего ей дал курс «Построение отношений и влияния». Еще ей стали проще даваться публичные выступления, она научилась самопрезентации.

Андрей считает, что МВА помогает ему навести порядок в голове. У него несколько своих компаний и 15 лет опыта в бизнесе. Еще это вносит разнообразие в его жизнь: «Иногда мне кажется, что МВА — это игрушка для скучающих бизнесменов. Вот меня смогли заинтересовать и удивить. Представьте, в группе 20 человек, все руководители, у многих бизнес. Мы много путешествовали, у нас у всех машины, семьи. И мы садимся за парту, как школьники, и начинаем учиться».

Эльмира Хусаинова училась очно — возможно, поэтому МВА-программа сильно изменила ее жизнь. До обучения ей казалось, что она живет по заданному сценарию, а Москва — это центр мира, и все вращается вокруг людей в пределах Садового кольца. Но она решилась на большое приключение, оставила работу, побывала в 15 разных странах и познакомилась с людьми со всех уголков света. Это помогло ей понять, что люди, живущие не в Москве и без сценариев, тоже счастливы. Программа дала ей новые перспективы и показала, что в этой жизни можно сделать, если не бояться.

Нетворкинг. На сайте любой бизнес-школы написано, что МВА поможет обрасти связями. Наталья Кукушкина не могла это почувствовать, потому что в ее группе были только коллеги из ее банка.

Что делать после MBA

Чаще всего после MBA выпускники находят более прибыльную работу, открывают свой бизнес или уезжают жить в другую страну. По данным Graduate Management Admission Council, 7 из 10 выпускников не получили бы нынешнюю работу без степени МВА. 33% нынешних студентов планируют поменять рабочую отрасль, а 29% — открыть свой бизнес.

Через 2 года после MBA Ольга Павлова уволилась из СМИ и ушла работать в другую, более интересную и прибыльную сферу коммерции, где МВА-образование ей не пригодилось. Но она считает, что именно оно подтолкнуло ее сменить профессию.

Ольга говорит, что после MBA многие ее одногруппники нашли работу в Европе и США и переехали туда жить. Так же поступила и Эльмира Хусаинова, переехав из России в Швейцарию. А многие ее сокурсники хотели в Азию и легко нашли работу в Сингапуре, Гонконге и Бангкоке.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Adblock
detector